Хрюкин Тимофей Тимофеевич Дважды Герой Советского Союза 21. 6. 1910 - 19. 7. 1953
Тимофей Тимофеевич Хрюкин родился 21 июня 1910 года в городе Ейске Краснодарского края в семье рабочего-каменщика. По национальности русский. Член ВКП(б) с 1929 года. Трудовой путь Т.Т. Хрюкин начал рано. С 8 лет работал батраком у богатых казаков. Позже убежал из дома и 2 года беспризорничал. Затем работал грузчиком, чернорабочим, молотобойцем в железнодорожном депо. В 15 лет начал учиться в вечерней школе. В 1926 году вступил к комсомол. Спустя некоторое время направлен на комсомольскую работу. Избран секретарем Каневского райкома комсомола. Работал и одновременно учился на рабфаке. После окончания рабфака в 1932 году поступил в сельскохозяйственный институт. В этом же году по партийному набору был принят в Луганскую авиационную школу, которую закончил в 1933 году. Служил в частях бомбардировочной авиации. В 1936 году добровольцем отправился в Испанию. По возвращении на Родину награжден орденом Красного Знамени. В 1938 году направлен в Китай. Командовал бомбардировочной эскадрильей, затем авиагруппой. Совершил около 100 боевых вылетов на бомбардировку позиций японских войск. Руководил налетом на аэродром противника на Тайване. Все стратегические бомбардировщики под его командованием вернулись назад без потерь. Там же в Китае совершил свой знаменитый подвиг. Руководимая им группа из 12 бомбардировщиков утопила японский авианосец. За эту операцию был награжден китайским орденом. В 1939 году окончил курсы усовершенствования высшего командного состава при Военной академии Генштаба. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов командовал ВВС 14- й армии. 4 мая 1940 года ему присвоено звание комдива, а через месяц - в связи с введением генеральских званий - генерал-майора авиации.
Великая Отечественная война застала его на юге Украины в должности командующего ВВС 12 армии. В августе 1941 года назначен командующим ВВС вновь созданного Карельского фронта. В его задачу входила организация прикрытия с воздуха Кировской железной дороги. В этот период Хрюкино приходилось решать огромное количество вопросов, о которых он раньше и не думал: боевые действия ночью, переучивание летного состава на американские и английские самолеты, перевооружение частей, развитие сети аэродромов, использование средств радионавигации, светомаяков и т.д. В июне 1942 года генерал-лейтенанта Хрюкина назначают командующим ВВС Юго-Западного фронта, позже преобразованных в 8-ю воздушную армию. Под его руководством летчики сражались под Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону, на реке Миус, в Крыму. Он настойчиво проводил линию на совершенствование подготовки летного состава для действий в любых условиях. Теорию подкреплял практикой. Поощрял всякие разумные предложения и мероприятия, направленные на повышение боевой деятельности частей. Решительно и умело маневрировал силами и средствами. По его инициативе под Сталинградом был создан полк асов - 90й гвардейский истребительный. Внедрял разработанную в армии тактику действий штурмовой авиации со средних высот. Много сделал для улучшения управления авиацией. Неоднократно разрабатывал планы крупных операций (первая - во время контрнаступления под Сталинградом). В июле 1944 года возглавил 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в операциях в Восточной Пруссии.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Хрюкину Тимофею Тимофеевичу присвоено 22 февраля 1939 года за "оказание интернациональной помощи братскому китайскому народу в борьбе с японскими милитапристами".
Второй медали "Золотая Звезда" командующий 1-ой воздушной армию 3-го Белорусского фронта генерал-полковник авиации Хрюкин Т.Т. удостоен 19 апреля 1945 года за умелое командование воздушной армией, личное мужество и отвагу.
После войны был заместителем командующего ВВС. Затем служил на ответственных должностях в Войсках ПВО. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. Был заместителем главкома ВВС по военно-учебным заведениям. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1 и 2 степени, 2 орденами Кутузова 1 степени, орденами Богдана Хмельницкого 1 степени, Отечественной войны 2 степени, Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.
Однажды во время учений Хрюкин ехал на автомобиле в штаб. Неожиданно на дороге оказалась группа женщин. Шофер затормозить не успел. Тогда Хрюкин выхватил руль и направил машину в кювет. Врачи спасли ему жизнь, но авария сильно подорвала его здоровье. 19 июля 1953 года он умер. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Бронзовый бюст установлен на родине в городе Ейске. В Волгограде на улице его имени установлена мемориальная доска. Его именем названы так же улицы в Ейске и станице Привольная Каневского района Краснодарского края, морское судно.
|