Мазуренко Алексей Ефимович Дважды Герой Советского Союза
Алексей Ефимович Мазуренко родился 20 июня 1917 году в деревне Ленинка Устиновского района Кировоградской области в семье крестьянина. Украинец. До призыва в ряды Советской Армии работал электрослесарем. Учился в планерной школе, а затем в аэроклубе. В 1938 году был призван на военную службу и направлен в Военно-морское авиационное училище, которое окончил в 1940 году.
За годы Великой Отечественной войны прошел путь от пилота до командира полка. Многие тысячи километров налетал он на своем "ильюшине" над морскими просторами, над немецкими укреплениями, участвовал в боях под Ленинградом, над Прибалтикой. Всего за время войны отважный летчик совершил около 300 успешных боевых вылетов. Потопил лично 8 кораблей противника и 22 в составе группы, а также уничтожил большое количество боевой техники на суше.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Алексею Ефимовичу Мазуренко присвоено 23 октября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество, геройство и отвагу.
Второй медали "Золотая Звезда" удостоен 5 ноября 1944 года за умелое командование полком. Награжден также многими орденами и медалями.
После Великой Отечественной войны генерал-майор авиации А.Е. Мазуренко окончил высшие офицерские летно-тактические курсы и авиафакультет Военно-морской академии. Командовал частями, соединениями, работал в высших военно-учебных заведениях. С 1972 года находится в запасе, живет и работает в Санкт-Петербурге. В энциклопедиях указывают год его смерти 1990, но Алексей Ефимович жив - всем смертям на зло. Ровно в десять часов вечера морской штурмовик оторвался от взлетного поля и взял курс на запад. А.Е. Мазуренко предстояло ночью найти в заданном квадрате суда-транспорты и нанести по ним бомбовый удар. Финский залив казался с воздуха смолянисто-черным. На таком фоне обнаружить цель трудно. Нужны навык и зоркий глаз.
Над заданным квадратом, меняя направление полета, Мазуренко пристально вглядывался в гладь залива. Прошло несколько минут, и внимание его привлекла одна точка, затем стал виден силуэт транспорта. Летчик направил самолет в пике. Рассекая морской воздух, штурмовик стремительно несся к воде, а снизу потянулись к самолету трассы пулеметных очередей. При выводе машины из пикирования Мазуренко сбросил две бомбы. Над заливом вспенились фонтаны взрывов. Одна бомба попала во вражеский транспорт, и он, окутавшись клубами дыма, стал медленно оседать.
Мазуренко с честью выполнил ответственное задание.
Героя Балтики командование послало учиться. После окончания учебы его назначили на ответственный пост. Он бывал теперь и на Севере, и на Черноморском флоте, и на Балтике. За первый год войны он научился мастерски летать, тактически умело вести бой. Теперь он учил своему искусству молодых летчиков. Он летал вместе с ними на боевые задания и своим примером, на практике убеждал их в правильности тех или других тактических приемов борьбы с врагом. Наглядным пособием нередко служили фашистские корабли. Так, на Севере Мазуренко лично потопил два немецких транспорта и девять-совместно с группой молодых летчиков.
В январе 1944 года А.Е. Мазуренко прилетел на Балтику. Его назначили командиром полка, в котором он начинал свою службу. Радостно было встретиться со старыми боевыми друзьями. Тяжело узнавать о тех, кого не стало...
В полку произошли большие перемены. Самолетов теперь хватало для всех, однако летный состав в большинстве своем-новички. Но Мазуренко не привыкать работать с молодыми летчиками.
Наши войска в это время готовились к тому, чтобы полностью уничтожить кольцо блокады, свыше двух лет душившее Ленинград. Перед летчиками стояли сложные задачи. Мазуренко сутками не уходил со старта. По его команде штурмовики летали на боевые задания днем и ночью. На особо трудные задания вылетал сам командир, водил молодых летчиков на штурмовку.
24 марта 1944 года Совинформбюро сообщило об одном из подвигов летчиков-балтийцев. Особенно отличились тогда штурмовики А.Е. Мазуренко.
В Финском заливе появился неприятельский караван судов, шедший под сильной охраной. В серое, ненастное утро летчики гвардейского полка вылетели, чтобы нанести врагу бомбово-штурмовой удар. Группу повел Мазуренко.
Зенитная артиллерия с кораблей открыла по штурмовикам сильный огонь. Но первая же пара самолетов, мастерски маневрируя, прорвалась сквозь плотный заградительный огонь и нанесла повреждение сторожевому кораблю.
Стремительно проносятся над вражескими судами летчики-гвардейцы. Высоко поднимаются столбы дыма и пламени. Это горят взорванные неприятельские корабли. Вместе с экипажами и грузом их поглощает море.
В разгар боя в машину майора Каштанкина попал зенитный снаряд. Пламя охватило самолет. До аэродрома не дотянуть...
Горящий штурмовик бесстрашного гвардейца врезался во вражеский корабль. Взрыв-и на месте неприятельского судна остались одни обломки. Дорого заплатили гитлеровцы за жизнь летчика-героя!
Уцелевшие фашистские суда попытались укрыться от штурмовых ударов наших самолетов в ближайшей бухте. Но и здесь их настигли гвардейцы! В этот день фашисты потеряли два транспорта, два боевых корабля и сторожевой катер. Мазуренко лично потопил вражеский транспорт.
За выдающиеся боевые успехи штурмовой полк, которым командовал Алексей Ефимович Мазуренко, наградили орденом Красного Знамени, а сам командир был удостоен второй медали "Золотая Звезда".
Это вдвойне знаменательное событие летчики гвардейского краснознаменного полка отметили новой победой: за несколько паси они потопили три фашистских Миноносна и повредили тяжелый немецкий крейсер.
Штурмовики-гвардейцы во главе с Мазуренко неутомимо искали и топили вражеские корабли. В 1944 году, когда развернулось победоносное наступление наших войск, они потопили и повредили свыше 150 немецких судов. Слава гвардейцев-штурмовиков и их командира Мазуренко разнеслась по всему фронту.
|