Руководство партии большевиков централизовало управление культурой, искусством и наукой. 9 ноября 1917 г. ВЦИК и СНК учреждают Государственную комиссию по просвещению. Ее возглавил А.В. Луначарский (1875-1933). К началу 1920 г. была завершена работа по реквизиции и национализации книжных собраний, имущество которых передавалось в государственные научные и массовые библиотеки.
В конце декабря 1918 г. декретом ВЦИК было образовано Государственное издательство. В октябре 1917 г. организационно оформился Союз пролетарских культурно-просветительных организаций (Пролеткульт). Среди его руководителей и теоретиков были А.А. Богданов, Ф.И. Калинин, П.И. Лебедев-Полянский и др. В пролеткультовском движении только в 1919 г. участвовало до 400 тыс. человек. Они издавали до 20 собственных журналов.
В ноябре 1917 г. был образован отдел искусств, который решал вопросы оказания помощи художникам, поэтам и др. Деятельность отдела находилась под влиянием художников "левого" направления. Художники В.М. Конашевич, Б.М. Кустодиев, В.В. Лебедев и другие принимали активное участие в иллюстрировании массовой народной библиотеки. Портретную живопись в своем творчестве развивали Н.А. Андреев, Г. С. Верейский, Б.М. Кустодиев. В пейзажной графике А.И. Кравченко, Н.И. Пискарева, В.Д. Фалилеева преобладали ассоциативные формы - мотивы бушующих стихий.
12 апреля 1918 г. публикуется декрет СНК "О памятниках республики", предусматривавший замену памятников царю и его слугам новыми. В соответствии с декретом в Москве и Петрограде в 1918-1920 гг. было установлено около 40 новых памятников. Распространение получило оформительское искусство, чтобы художественными средствами донести до масс идеи революции.
Большое внимание уделялось становлению советского музыкального искусства. В ведение государства передаются Большой и Мариинский театры. Придворный оркестр (Государственный симфонический), Синодальное училище, консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов. Под руководством музыкального отдела Наркомпроса велась просветительская работа среди широких масс, но не были созданы значительные музыкальные произведения. Главное внимание сосредоточивалось на песенном жанре, обработке народных и революционных мотивов, создании боевых маршей и песен военной тематики. В просветительской и художественно-пропагандистской работе активно участвовали многие композиторы, исполнители, музыковеды. Среди них Б.В. Асафьев, С.Н. Василенко, А.К. Глазунов, М.Ф. Гнесин, Ф.И. Шаляпин и др.
С целью установления жесткого контроля за репертуаром при театральном отделении Наркомпроса в 1918 г. создается репертуарная секция, в составе которой работали А.А. Блок, Н. Бахтин, В. Мейерхольд, К. Чуковский. Только в Москве в 1918 г. работало 45 профессиональных театров. В 1918 г. в Петрограде при участии М.Ф. Андреевой, АА. Блока, М. Горького, А. В. Луначарского был основан Большой драматический театр.
Совнарком своим декретом от 27 августа 1919 г. узаконил национализацию кинематографа. Всего в 1918-1920 гг. было выпущено более 200 хроникальных кинолент. Руководство партии большевиков и советское правительство наряду с заботой о развитии новой культуры и искусства решительно боролись с той частью интеллигенции, которая, по их мнению, являлась антисоветской. Осенью 1922 г. из России за границу были высланы ученые 1-го Московского университета, Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, философы, агрономы, врачи, инженеры, литераторы и др. - всего около 200 человек. Среди них Н.А. Бердяев, П.А Сорокин, Н.О. Лосский, Ф.А. Степун и др.
Партийное и советское руководство РСФСР наряду с установлением контроля над развитием культуры и искусства централизовало и управление наукой. Российская Академия наук, которой руководил А П. Карпинский, в начале 1918 г. заявила о своей готовности участвовать в решении задач, выдвигаемых нуждами Советской республики. В апреле СНК постановил начать финансирование работ Академии наук.
В области развития общественных наук новая власть взяла курс на внедрение коммунистической идеологии. Совнарком РСФСР 15 июня 1918 г. утвердил положение о Социалистической академии общественных наук (САОН). В ее деятельности участвовали в основном члены партии большевиков В.Д. Бонч-Бруевич, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская и др. Возглавлял САОН М.Н. Покровский. Академия занималась изучением и пропагандой марксистской теории, подготовкой кадров. В 1920 г. с целью изучения научных методов во всех областях знания в духе революционного марксизма был открыт Институт научной методологии. |