Уланова Галина Сергеевна Годы жизни: 08.01.1910 - 02.02.1999 танцовщица
Уланова - русская советская артистка балета. Народная артистка СССР (1951). Родилась в артистической семье. Отец Улановой - режиссер балета, мать - артистка балета и педагог. В 1928 окончила Ленинградское хореографическое училище (училась у своей матери и у А. Я. Вагановой), в том же году была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета (позднее им. Кирова). С 1944 - солистка балетной труппы Большого театра (Москва). Искусство Улановой совершенно, гармонично. Основа этой гармонии - в идеальном соответствии и безупречной пропорции жизненного и условного в ее искусстве.
Условная природа балетного искусства не мешает танцовщице выражать на сцене правду человеческих чувств. Она обобщает конкретное, поэтизирует искусстве Улановой. с редкой гармоничностью. Еще в начале ее творчества деятельности критики писали об абсолютной гармонии, сочетании. всех элементов сценического воздействия, полной слитности танцевальной техники, драматической игры, пластической выразительности в искусстве Улановой. Не нарушая чистоты хореографических каденций и фиоритур, она наполняет их живым настроением, придает простым, обыденным действиям грацию и музыкальность, а самым сложным и технически изощренным танцевальным движениям - непринужденность и выразительность естественного человеческого жеста. Это образует особый, неповторимый пластический язык Улановой, позволяющий танцовщице передавать глубочайшие человеческие переживания.
В танце Улановой трудно заметить, где кончается одно движение и начинается другое; кажется, что движение не прерывается, не кончается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе. Это особое искусство пластических замедлений, замираний, затиханий создает, тонкую выразительность. Уланова не чеканит движения и позы, ее танец льется легко, отражая тончайшие нюансы внутренней жизни героинь балета, оттенки их настроения, подчас неуловимые, неосознанные душевные порывы и движения. Это особый характер виртуозности, где нет механичности, классической "выучки", где главенствует не подчеркнутая четкость, рельефность классики, а живая, трепетная измена,монологи и диалоги. Тщательно обдуманные, выверенные пластические нюансы, оттенки поз никогда не нарушаю'' законов естественной грации. Совершенная классическая танцовщица, Уланова не только лучшая исполнительнице партий в балетах Чайковского, создательница образе Жизели (1932), но и актриса, доказавшая возможность "перевода" на язык танца произведений великих поэтов, выражающих большое философское содержание, силу человеческих страстей и переживаний.
На языке классического танца Уланова рассказывает о судьбах женщин различных эпох, стран и характеров. И вместе с тем Уланова - истинно русская актриса не только потому, что ее искусство развивает принципы и традиции русской хореографической школы, но и потому, что она выражает в своем творчестве гуманизм, глубину и правду русского искусства. Сценические героини Улановой обладают особой хрупкостью, незащищенностью, женственной слабостью. Ее искусство принято называть элегичным, меланхоличным, "бестелесным". Но в то же время ее сценические образы наделены несгибаемой силой, героическим напряжением духа. Ничто не может заставить ее героинь - Марию ("Бахчисарайский фонтан", 1934), Джульетту (Гос. пр. СССР, 1947) и др. - согнуться, изменить своим чувствам, верованиям. Хрупкость их облика только еще сильнее подчеркивает победу человеческого духа.
Уланова бывает на сцене не только трогательной и нежной, но и неподкупно суровой, замкнутой, сосредоточенно-гневной, протестующей, у нее появляется порой строгое выражение непреклонности, в своей суровой "самозащите" артистка доходит почти до стоицизма и в моменты наивысшего самораскрытия остается до предела сдержанной.Развитие творчества Улановой - это постепенное движение от лирики к трагедии. В хрупкой и беззащитной Марии появляются черты замкнутости, непримиримости, в нежной Джульетте начинают звучать страсть и воля, а сцена сумасшествия в балете "Жизель"не только трогает зрителя, но и глубоко потрясает.
Уланова искала вдохновения в произведениях Шекспира, Пушкина, Бальзака. Актриса, воплотившая на балетной сцене большую трагедию, создательница образов огромного масштаба, передающая в танце сложнейшие драматической коллизии, Уланова завоевала мировое признание.У. непрестанно следит за формированием молодых танцовщиц (Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова).Др. партии: Одетта-Одилия (1929, 1947), Аврора (1929); Вальс и Мазурка ("Шопениана", 1931), Маша ("Щелкунчик", 1934), Корали ("Утраченные иллюзии" Асафьева 1936) Раймонда (1938), Золушка (1945, Гос. пр. СССР 1946)- Параша ("Медный всадник", 1948), Тао Хоа (1949, Гос. пр. СССР, 1950), концертный номер "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса, и др.
Уланова много гастролировала за рубежом: Китай, Австрия, Италия, Франция, Англия, США и др. Уланова - лауреат Государственной премии СССР (1941), Ленинской премии (1957).
|