Истомина Авдотья Ильинична Годы жизни: 1799г. - 1848г. танцовщица
Выдающейся танцовщицей актрисой пушкинской эпохи, ученицей и сподвижницей Дидло, была Авдотья Ильинична Истомина. В ее искусстве отразились зрелые навыки классицизма и предвестья восходящего романтизма. Стройная черноглазая красавица, по словам историка, "имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях; пируэты ее и элевация были изумительны". Дидло выделял Истомину среди своих учениц, и, когда она в 1816 году окончила школу, дал ей роль главной героини на премьере балета "Морская нимфа" Галатея.
Особое место в творчестве Истоминой занял образ богини цветов Флоры. Кроме этой центральной партии, она воплотила в "Зефире и Флоре" Дидло два разных женских характера - доверчивой нимфы Аглаи и другой нимфы - быстроногой неуступчивой Аминты. Однако именно смена переживаний Флоры, богатство оттенков в передаче ее характера, наконец, ее невиданно сложный танец, открывший новые возможности перед балетным искусством, прославили молодую актрису. Среди рукописей Пушкина сохранился план романа "Две танцовщицы":одной из героинь должна была быть Истомина, танцующая в 1819 году балет Дидло. Виртуозность танца Истоминой, быть может как раз в "Зефире и Флоре", где она танцевала соло, окруженная "толпою нимф", увековечил Пушкин в первой главе "Евгения Онегина": Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет.
"Кто не помнит поэтических стихов в "Онегине", посвященных описанию танцующей Истоминой?" - писал В. Г. Белинский. Стихи эти и сейчас помнят все, а наизусть знают многие. Для практиков и теоретиков балета стихи содержат настоящий клад сведений, потому что портрет танцующей Истоминой, нарисованный Пушкиным, отличается реалистической точностью деталей. Танец изображен чрезвычайно конкретно.Поэтические фразы: "одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит", "то стан совьет, то разовьет и быстрой ножкой ножку бьет" наглядно воспроизводят танцевальные движения rond de jambe, renversee, battement battu. Это позволяет судить о высоком уровне развития выразительных средств хореографии той эпохи.
Балетный театр раньше драматического начал освобождаться от суровых правил классицизма, тяготея к естественности чувств и свободному их проявлению. Истоминой довелось раскрыть свои незаурядные способности пантомимной актрисы как в комедийных, так и в трагических ролях нового балетного репертуара. Характеризуя ее комедийный дар, современный критик писал, что Истомина "танцует с величайшей живостью и проворством, она отличная балетная актриса для ролей резвых и хитрых девиц". Эти качества актерской индивидуальности Истоминой проявились особенно живо, когда Дидло поручил ей роль Лизы в своей постановке известной балетной комедии "Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность" (1821). Лизе приходится хитрить, отстаивая свое право выбрать жениха по сердцу, вместо богатого простофили, которого мамаша прочит ей в мужья. И Лиза Истоминой вела себя так, будто проказы внезапно приходили ей на ум, определяя ход действия и ведя его за собой.
С такой же импровизационной свежестью передавала Истомина чувства и поступки многих своих героинь из комических балетов Дидло. То были испанка Сусанна в балете "Дон Карлос и Розальба, или Любовник, кукла и образец" и другая Сусанна, уже итальянка, в балете "Альмавива и Розина, или Обманутый опекун". В балете "Пажи герцога Вандомского" Елиза Истоминой варьировала в обстановке богатого замка хитроумные проделки деревенской простушки Лизы из "Тщетной предосторожности".Одной из лучших комических ролей, сыгранных Истоминой, была роль графини Альберт из волшебно-комического балета Дидло "Сатана со всем прибором, или Урок чародея". Капризную и взбалмошную графиню волшебник в наказание менял местами с женой башмачника. Это давало талантливой актрисе повод показать, как удивление, вспышки ярости, испуг своенравной графини, очутившейся в убогой хижине башмачника, уступали отчаянию и как постепенно она превращалась в кроткую, послушную женщину.
Комедийный репертуар Истоминой не ограничивался балетными ролями. С неизменным успехом она играла танцовщицу Зефиретту в водевиле А. А. Шаховского "Феникс, или Утро журналиста". Правда, рецензент, восхищаясь ее танцем, сетовал на то, что "ноги повинуются ей лучше языка". Она исполняла сразу четыре роли в водевиле "Путешествующая танцовщица, или Три сестры невесты". Славой замечательной актрисы пользовалась Истомина как исполнительница главных героинь в балетной драме и трагедии. В популярном на рубеже XVIII-XIX веков балете "Дезертир" она исполняла роль деревенской девушки Луизы. Ее отважная героиня переодевалась в мужское платье, чтобы проникнуть в тюрьму, куда заключили ее жениха. Путем подвигов, которые Истомина окрашивала свойственным ей обаянием, Луиза спасала возлюбленного от казни.
В балете "Калиф Багдадский, или Приключения молодости ГарунаальРашида" героиня Истоминой - Зетюльба восхищала зрителей обликом восточной красавицы, стойко сражавшейся за свою любовь. Значительное место в репертуаре Истоминой занимали героини балетных сказок, такие, как обольстительная фея Альцина, соблазнявшая героя в балете "Роланд и Моргана", или Изора, насильно отданная замуж за жестокого сеньора Рауля в балете "Рауль Синяя Борода".Кроме нежных лирических красок, в актерской палитре Истоминой были краски сгущенного трагизма. В балете "Инеса де Кастро, или Таный брак" она блистательно проводила финальную сцену гибели Инесы, отравленной по приказу королевы. Она вызывала слезы зрителей, играя Евхарису, которую должны были принести в жертву на алтаре (балет "Евтимий и Евхариса, или Побежденная тень Либаса"), расцвечивала психологическими оттенками роль Арианны в балете "Тезей и Арианна" и Коры в пантомимном балете "Кора и Алонзо, или Дева Солнца".
Истоминой довелось стать одной из первых танцовщиц, воплотивших на русской сцене образы, овеянные духом романтизма. Она исполнила главные роли в двух балетах на сюжеты пушкинских романтических поэм - черкешенки Кзелкайи в балете "Кавказский пленник, или Тень невесты" и княжны Людмилы в балете Глушковского "Руслан и Людмила", или Низвержение Черномора, злого волшебника", перенесенном Дидло из Москвы. Самоотверженный характер Черкешенки, невинная прелесть Людмилы требовали глубокой и разнообразной мимической ыразительности. Уже вступившая в пору творческой зрелости актриса сделала роль Черкешенки вершиной своего обширного репертуара.
Одной из последних ролей Истоминой стала роль Сумбеки в балете "Сумбека, или Покорение Казанского царства". Роль была исключительно пантомимной, о чем свидетельствует список костюмов Истоминой, где значатся всевозможные "шубы", то есть восточные халаты, в которых нельзя было танцевать. Но сила ее игры покоряла зрителей, а в критических высказываниях о балете выделялись слова о "прекрасном челе г-жи Истоминой в короне Казанской царицы". Последнее выступление Истоминой состоялось 20 января 1836 года, когда она исполнила русскую пляску в дивертисменте на сцене Александрийского театра. |