Численность -731 человек. Язык - тюркская ветвь алтайской семьи язык. Расселение - Иркутская область. Живут на северных склонах Восточных Саян, в бассейнах верхнего течения Бирюсы, Уды, Кана, Гутары. Самоназвание - тофа, топа, тоха, тыва восходят к самоназванию туба группы тюркоязычных племен, потомков древних уйгур, упоминаемых в китайских летописях первого тысячелетия как дубо. Прежнее название - карагасы - происходит от названия одной из родоплеменных групп. Современное название "тофалары" - множественное число самоназвания тофа, употребляется также название тофы.
Тофаларский язык имеет западную и восточную группы говоров. 55,5% населения считают родным языком русский.
Народ составляет автохтонное население Восточных Саян. Древнейшие неолитические памятники на территории их расселения принадлежали охотникам и собирателям.
По языковым особенностям и расселению тофалары делились на западную и восточную группы. В XVII в. входили в состав "Удинской землицы" Красноярского уезда и платили ясак. Староста (шеленге), избиравшийся на три года на общем собрании (суглане), был главой. Имущественные споры, дела о разделе родовых территорий для ведения промысла и др. решались на общем собрании раз в году.
Хозяйство было основано на охоте и оленеводстве. Олени служили для верховой езды и перевозки вьюком. Во второй половине ХIХ в. начали заимствовать у соседей лошадей. Важную роль играли также собирательство и рыболовство. Зимой жили в долинах рек, летом перекочевывали в горы. Стойбище зимой состояло из двух-пяти, редко - шести-семи чумов, т.к. большое количество хозяйств в это время года не могло обеспечить достаточный промысел на ограниченной территории. Летом стойбища увеличивались до 10 и более чумов. Обычно стойбища находились на одном месте не более двух-трех недель. Перекочевки совершали на 8-20 километров.
Оленеводство имело транспортное назначение. Верхом ездили на оленях-быках или кастратах. Последних, а также важенок использовали для перевозки вьюков. Оленей пасли поблизости от стойбища без присмотра пастухов; загонов для оленей не делали. Промышляли белку в конце сентября - октябре. Выезжали на оленях группами из двух-четырех человек, причем у каждого охотника была собака. Добыча соболя начиналась с выпадением первого снега, обычно в начале октября. Охотились также на медведей, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток.
Главным объектом традиционного отничьего промысла были лось, марал, косуля, а также белка, соболь, выдра, бобр, лисица, росомаха. Осенью шел массовый сбор сараны, которую сушили на зиму, а также съедобных корней, кедровых орехов, ягод, черемши, ревеня, дикого лука.
Были распространены кузнечество, обработка дерева, рога, бересты и кожи. Орнаментальной резьбой покрывали передние луки вьючных седел; декоративные вышивки использовали для украшения кожаных сумок и игольников.
Жили в конических шестовых чумах (алажы), летом крытых вываренной берестой, а зимой лосиными или маральими шкурами. Вход, ориентированный преимущественно на восток, прикрывали куском бересты, шкурой или тканью.
Мужская, женская и детская традиционная одежда (тон) существенных различий в крое не имела. Зимнюю одежду изготовляли преимущественно из шкур лося, марала, оленя. В конце XIX - начале XX вв. уже широко использовали покупные русские ткани v сукно и плис, а также бурятские сукна и выделанные овчины; у тувинцев-тоджинцев выменивали китайскую ткань далембу.
Мясо дикого оленя, лося, косули, кабарги, медведя, зайца, белки, промысловых птиц было основной пищей. Домашних оленей забивали редко. Жареное мясо ели гораздо реже вареного. Оленье молоко пили кипяченым, добавляли в чай. Из него приготавливали сладковатый сыр. Рыба играла незначительную роль в питании, ее ели вяленой, жареной, зимой - мороженой в виде, строганины. Круглый год пили подсоленный зеленый чай.
Существовало деление на восемь кровных экзогамных родов (нeн). Каждый род вел происхождение от общего предка, имел свою территорию расселения, родовые святилища. В XVIII - XIX вв. распространилось православие. На большом суглане при участии священника, приезжавшего из села Солонцы, освящались браки и проводилось отпевание тех, кого хоронили по христианскому обряду.
Новорожденным делали берестяную или деревянную колыбель овальной формы (бедик), которую при перекочевках закрепляли на олене в детском седле (эрмеш) с высокими крестообразными луками. На этом же седле ребенка везли и тогда, когда он уже мог обходиться без колыбели.
Шаманство сохранялось вплоть до XX в. Оно было наследственным. Шаманами (хам) могли быть как мужчины, так и женщины.
Одним из основных жанров фольклора были песни (ыр), в том числе лирические, которые исполнялись не только соло, но и хором. Их пели на свадьбах, во время отдыха на промысле, в пути при перекочевках, верхом на оленях. Важное место занимали сказки (тоол) о животных, волшебные и др., при этом сказители пользовались большим уважением.
Музыка исторически связана с музыкальными традициями енисейских народов - кетов, хакасов, алтайцев, шорцев и тувинцев, а также бурят и эвенков. Главной характеристикой музыки является распевная мелодия - айалга. В жанровом отношении наиболее устойчивой формой является алхыш - песенное благословение, восхваление или страстная мольба, обращенная к родственникам, соплеменникам, природе, духам, божествам.
Инструментальная музыка имеет общее название хобус и состоит из наигрышей на инструментах, встречающихся у всех тюркских народов южной Сибири. Среди духовых инструментов - флейта, дуговой металлический варган (известен как женский интимный инструмент) и музыкальный лук - мужской интимный инструмент.
|