Тиндалы, идери (самоназв.), народ в России, коренное население северо-запада Дагестана (Цумадинский, Кизилюртовский, Хасавюртовский р-ны). Говорят на тиндинском языке аваро-андо-цезской группы дагестанских языков, имеет диалекты. Письменность на аварском языке. Верующие -мусульмане-сунниты.
Основные занятия - богарное земледелие (ячмень, пшеница, просо, из овощных культур - тыква, морковь) и скотоводство. Из домашних промыслов были развиты кузнечество, столярничество, обработка шерсти и кожи (изготовление вязаной одежды, скорняжных изделий), охота, пчеловодство. В материальной культуре Тиндалов много общего с аварской.
Сeла Тиндалов расположены на непригодных для земледелия крутых склонах гор. Жилища (прямоугольные, двух- и трeхэтажные) располагаются плотно и образуют собой многоярусный оборонительный комплекс с башнями и сторожевыми сооружениями. Одежда Тиндалов общекавказского типа.
Основу питания Тиндалов в весенне-летпий период составляли мучные и молочные блюда, осенью и зимой - мясные блюда. Своеобразие в культуре питания Тиндалов прослеживается в использовании тех или иных блюд в качестве ритуальных, в некоторых деталях застольного этикета.
Органами управления Тиндалов являлись сходы вольного общества и отд. селений -джамаатов. Собирались они только для решения важнейших вопросов общественно-политической и хозяйственной жизни. Судопроизводство осуществлялось в соответствии с адатом (писанными нормами обычного нрава) и шариатом.
Социальную основу общества Т. составляли малые семьи, объединeнные в тухумы (патронимические группы) по единству происхождения от общего предка. Сeла Тинди, Акнада известны как центры религиозно-светского образования в Нагорном Дагестане.
Из Тиндалов вышло много известных в мусульманском мире учeных-богословов. Тиндалы соблюдают практически все мусульманские праздники. Из доисламских обрядов известны обряды дождя, солнца. Большой популярностью пользуется народный праздник "Кьедоба", в основе которого шуточная импровизация свадьбы, где в роли "жениха" выступает кукольный персонаж. Устраивали его обычно в зимнее время. Торжественно отмечался также и праздник первой борозды ("Муса бешта"). |