Численность - 1718 человек. Язык - эско-алеутская семья языков. Расселение - Чукотский автономный округ Магаданской области.
Самый восточный народ страны. Живут на северо-востоке России, на Чукотском полуострове. Самоназвание - юк - "человек", югыт, или юпик - "настоящий человек". Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском п-ове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.
Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг`ак`) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников.
По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали "веером". С середины XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах-"ракетках" (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду v с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.
Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью v на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.
Важнейшим объектом промысла был морж. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.
Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя v в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами. До XVIII в., а местами и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын`лю). В XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки (мын`тыг`ак), похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.
Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок.
На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.
Мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская v прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Покрывали татуировкой руки, кисти, предплечья.
Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.
Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай "товарищества по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.
Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья.
В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о посредничестве.
Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты - "проводы кита", либо весной - "встреча кита". Существовали также праздники начала морской охоты, или "спуск байдары на воду" и праздник "моржовых голов", посвященный итогам весенне-летнего промысла.
Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак v "весть", "новость" и на унипамсюк v рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание. К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра, и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.
Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Песни подразделяются на "большие" общественные - песни-гимны, которые поют ансамбли и "малые" интимные - "песни души". Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна.
Бубен v личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами). Он занимает центральное место в музыке.
|