Вепсы, чудь (до 1920-х гг.). Самоназвание: вепся, бепся, вепсь. Основная территория расселения: Прионежский район Республики Карелия, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы Ленинградской области, Бабаевский район Вологодской области.
Численность в 1989 г. - 12501 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 12142 чел., из них 5954 чел. (49,0 %) в Республике Карелия, 4273 чел. (35,2 %) в Ленинградской области. В городских поселениях проживает 49,3 % всех вепсов.
Вепсы относятся к восточно-балтийский тип беломоро-балтийской малой расы. Вепсский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральских языков. Выделяют 3 диалекта, соответственно этнографическим группам: северный, средний и южный. Имеются и переходные говоры. Вепсский язык используется в основном в быту. С конца 1980-х гг. его изучают факультативно в младших классах школ на территории проживания вепсов. Вепсы двуязычны. В России 48,3% их считает родным языком русский, а 49,5% свободно владеют им. В Карелии вепсский язык считают родным 37,5% вепсов, в Ленинградской обл. - 69,6 %.
В 1932 г. была создана и использовалась до 1937 г. письменность на основе латинской графики. С конца 1980-х гг. началось возрождение письменности с использованием как кириллической, так и латинской графических основ. В настоящее время принята письменность на латинской основе.
Религия: вепсы - православные христиане. Наиболее вероятно, что древнейшие предки вепсов проживали в Юго-Восточной Прибалтике, откуда в начале I тыс. н.э. началось их движение на восток. С XI по XIV вв. происходит движение части древних вепсов на Олонецкий перешеек, к северу от реки Свирь, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами корелы. Одновременно предки вепсов стали осваивать территории к Северо-Востоку от Межозерья (так называаемое Заволочье), достигнув бассейна реки Северной Двины. С конца XVIII по начало XX вв. вепсская территория оказались разделeнной между Олонецкой и Новгородской губерниями. Вепсы Олонецкой губернии оказались активнее вовлечены во все сферы общественной жизни чем их соплеменники в Новгородской губернии. У последних сохранялись дольше архаические элементы культуры.
Основой жизнеобеспечения вепсов до середины ХХ в. являлось земледелие. Трeхполье сочеталось с подсекой. Значительное место занимало скотоводство. Подсобную роль имели охота и рыболовство. С середины XIX в. значительные масштабы приобрeл лесозаготовительный промысел. Сельскохозяйственное производство с середины ХХ в. стало ориентироваться на мясо-молочное животноводство.
На территории расселения вепсов никогда не существовало каких-либо промышленных производств, что способствовало оттоку значительной части трудоспособного населения с начала XX в. в индустриальные районы. Для вепсских поселений характерна свободная планировка. Расположение усадеб определялось как сложным рельефом, так и очертаниями береговой линии водоeмов, возле которых традиционно располагались поселения вепсов.
Жилища южных вепсов наиболее устойчиво сохранили традиционный интерьер северно-среднерусской избы со средним или низким подклетом, архаичные приeмы строительной техники. Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского населения, но имелись и некоторые своеобразные черты. Традиционная мужская одежда вепсов состояла из рубахи, штанов с узким шагом. Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи и украшалась вышивкой по вороту, на рукавах и на подоле. В конце XIX - начале XX вв. бытовало два комплекса традиционной женской одежды: сарафанный и юбочный. Головным убором замужним женщинам служили повойник и сборник.
Основу пищевого рациона вепсов в конце XIX - начале XX вв. составляли мучные продукты, основным из которых являлся хлеб (leib). Его обычно выпекали из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной. Одним из любимых видов открытых пирогов были калитки. Обязательным атрибутом любого праздника у южных и средних вепсов являлось пиво (olud). У северных вепсов традиция "пивных праздников" не была так развита. За стол первым садился глава семьи. Он также резал хлеб. Ели из общей посуды. Строго запрещалось смеяться, ругаться.
В прошлом у вепсов существовали территориальные объединения. Им на смену пришла сельская община, функции которой не отличались от русской. Но фактически жители близлежащих поселений были связаны родственными отношениями. К началу XX в. у вепсов господствовала малая семья, хотя в некоторых регионах продолжали существовать и большие неразделeнные семьи. Бытовало примачество. Участие северных вепсов-мужчин в отходнических промыслах способствовало утверждению важной роли женщины и высоком авторитете в семье.
Т.к. вепсы являются приверженцами православия, у них сложилась календарная обрядность, в основе которой лежит церковный календарь. Важными являлись Святки, Пасха, Троица, Егорьев и Иванов день. Свадебная обрядность, бытовавшая до 1930-х гг., во многом напоминала севернорусскую. Большая часть фольклорных текстов исполнялась на русском языке.
Сохраняется почитание таких деревьев как ель, можжевельник, рябина, ольха. Имеются древние мифологические представления о медведе, волке, ласточке, бекасе, ястребе, щуке, змейке счастья (ozamadoo·et). Существуют поверья в домового, дворового, хлевяного, лесного, водяного, земляного, банного, гуменного хозяев, которые представляются как главы семей, имеющие супруга и детей.
Из фольклорных жанров наиболее популярны пословицы, былички, частушки, колыбельные песни, предания о завоевателях (литве, турках, панах), о кладах, о происхождении названиий географических объектов. Бытуют также причитания (в настоящее время похоронные), сказки, лирические песни. Из музыкальных инструментов до начала XX в. сохранялось кантеле, вытесненное гармонью, чаще всего с минорным ладом.
Народное искусство представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (у оятских средних вепсов), вышивкой, ткачеством.
|