Самоназвания: ингеройсет, инкерикот, карьялайсет.
В XVIII - начале ХХ вв. ижоры расселялись в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. В настоящее время ижоры в основном проживают на территории Кингисеппского района Ленинградской области.
В 1848 г. численность ижоры составляла 17800 человек; по переписи 1989 г. - 449 человек. В составе ижоры выделяют пять этнографических групп в соответствии с диалектными различиями: сойкинская (население Сойкинского полуострова), хэвасская (окрестности р. Коваши - по-фински Хеваа), нижнелужская (низовья р. Луги), оредежская (верхнее течение р. Оредеж), ижоры Карельского перешейка (К ХХ в. практически полностью были ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами).
Ижоры относятся к восточно-балтийскому типу большой европеоидной расы. Ижорский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Делится на 4 диалекта: сойкинский, хэваский, нижнелужский и оредежский. Ижорский язык наиболее близок к эвремейсскому диалекту финского. По переписи 1989 г. лишь 36,8 % ижоры назвали национальный язык родным. Письменность была разработана в 1920-е гг. на основе латинской графики и функционировала до конца 1930-х гг.
Проблема формирования ижорского этноса остается дискуссионной. Традиционно принято рассматривать ижору как группу, выделившуюся из состава карельских племен на рубеже I-IIтыс. н.э. и первоначально обитавшую в южной части Карельского перешейка и в районе р. Ижора, откуда в дальнейшем происходит постепенное продвижение ижор на запад вплоть до р. Нарвы.
В конце I тыс. территория расселения ижоры вошла в состав Новгородских земель, а с конца XV в. - Русского централизованного государства. Принадлежность ижоры к православному вероисповеданию способствовала ассимиляции со стороны русского населения.
Хозяйство ижорских крестьян в целом схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, водь, ингерманландские финны). Земледелие являлось основным хозяйственным занятием. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овощи (репа, капуста), с XIXв. картофель. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях на побережье Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. В основном были распространены различные отхожие промыслы. Ижорские крестьяне уходили на заработки в Санкт-Петербург или Нарву, где устраивались на фабрики и заводы.
Ижорские деревни обычно имели уличную, рядовую или кучевую планировку. Во многих деревнях вместе с ижорами также проживали водь, русские или ингерманландские финны. Дома и хозяйственные постройки строили из бревен. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень.
Мужская одежда ижор в XIX в. уже не имела этнической специфики и соответствовала одежде живущих рядом этнических общностей (русские, водь, ингерманландские финны). Женская одежда до конца XIX в. сохранила архаические черты. Женщины носили рубаху "рятсиня", ворот которой скрепляли застежкой-фибулой. Поверх рубахи одевали два несшитых полотнища, которые держались на плечевых лямках. В XIX в. в связи с русским влиянием получили распространение различные типы сарафанов. С начала ХХ в. в обиход вошли юбки и кофты, такие же как и у других этнических общностей региона.
Значительную часть рациона питания в XIX в. составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. - картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво.
Ижоры являются православными христианами. Начало распространения христианства относится к временам Новгородской республики. Еще в XVI в. многие ижоры оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). В документах того времени отмечены жрецы - "арбуи". Дохристианские элементы сохранялись в обрядности вплоть до ХХв. Ижоры жили в деревнях и являлись крестьянами (до реформы 1861 г. - в основном крепостные). В XIX в. существовала сельская община с регулярными переделами земли. Основной формой семьи в начале ХХ в. была малая семья.
У ижоры было записано большое количество произведений эпической поэзии (так называемые руны). Ижорские руны были использованы финским фольклористом Элиасом Лeннротом (1802-1884) при создании текста "Калевалы" (цикл о Куллерво). Наибольшую известность получила знаменитая ижорская сказительница Ларин Параске (1833-1904) из дер. Мискула Лемболовского прихода (современный Всеволожский район). Наряду с эпической поэзией была широко распространена обрядовая. Особую известность получили свадебные и похоронные причитания.
|