Cамоназвание удэ, удэлэ, удеэ и др. В прошлом были известны как кяла, орочи, орочоны. Часть удэгейцев обозначалась этнонимом тазы и выделялась в качестве самостоятельного народа. В настоящее время насчитывается около 300 тазов, которые определяются как китаезированная группа удэгейцев иногда этот этноним применялся для обозначения всех удэгейцев.
Проживают в Хабаровском и Приморском краях между горной системой Сихотэ-Алинь и морским побережьем, на севере от правых притоков низовьев р.Амгумни до бухты Ольги на юге. Численность: 1897 г. - I690, 1989 г. - 3011.
В проделах этнической территории расселяются, в основном, по рекам. В конце ХIХ - начале ХХ вв. делились на восемь территориальных групп, названия которых происходили от рек, по которым проживали удэгейцы (напр.: хунгарийская).
Антропологически удэгейцы относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской малой расы монголоидов. Для этого типа, при едва ли ни максимальной степени выраженности монголоидного комплекса, свойственного для представителей североазиатской расы, характерна менее интенсивная пигментация глаз, волос и кожи.
Язык удэгейцев относится к южной, амурской ветви тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи. Наряду с орокским, ближе стоит у эвенкийскому, чем языки других народов Приамурья. По ряду лингвистических признаков, язык удэгейцев делится на несколько говоров, объединяемых в три диалектные группы - хорско-анюйскую, бакинско-иманскую, самаргинско-хунгарийскую. Степень взаимопонимания между этими группами и внутри них различна, что объясняется изолированностью территориальных групп удэгейцев и направленностью их межэтнических связей.
Сочетание общеамурских и специфических черт в культуре удэгейцев, объясняется общностью этногенетических процессов, в которых принимали участие народы Приамурья и Приморья. Как и другие народы этого региона, удэгейцы сформировались в результате длительного взаимодействия аборигенного и пришлого тунгусского населения. В этом процессе принимали участие нивхи и айны. По Уссури и Амуру удэгейцы издавна контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи прослеживаются с орочами. В то же время, можно отметить относительную территориальную изолированностъ удэгейцев, что способствовало сохранению их самобытной культуры.
Хозяйственно-культурный тип удэгейцев может быть определен как охотничъе-рыболовецкий, в котором главным занятием была охота, а рыболовство, являющееся основой традиционной экономики практически всех народов Нижнего Амура и Сахалина, играет в их хозяйстве вспомогательную роль. Подсобным промыслом было собирательство. Особенностью культуры удэгейцев, был связанный с промысловой деятельностью, мобильный образ жизни. В организации промысла преобладала пешая охота на копытных животных, добыча пушнины.
Поселения делились на летние, кратковременные, с легкими шалашеобразными постройками и зимние, стационарные, о землянками или более капитальными шалашеобразными жилищами. Одежда удэгейцев в большей степени имели общеамурекий облик, отличаясь некоторыми особенностями кроя. Пища удэгейцев от общеамурской модели питания отличалась составом продуктов - увеличение доли мяса.
Большее количество общерегионалъных черт фиксируется в сфере организации общественной жизни и основ традиционного мировоззрения удэгейцев.
С 60-л годов ХIХ в., после вхождения юга Дальнего Востока в состав России, усилились контакты удэгейцев с русскими, носившие в начале экономический характер. С течением времени, влияние русской культуры привело к частичному изменению образа жизни (переход на оседлость), экономического уклада (распространение огородничества и животноводства), многих элементов материальной культуры. Большая самобытность духовной культуры удэгейцев, может быть объяснена тем обстоятельством, что в местах их расселения не было ни церквей, ни школ.
|