Народ - ханты - в настоящее время проживает в основном в Тюменской области. Их насчитывается около 25 тысяч человек. В последние два века этот народ размещался по бассейнам Иртыша и Оби с притоками рек Демьянка, Конда, Васюган, Вах, Аган с Тромъеганом, Юган, Пим, Салым, Казым, Назым, Сыня, Куноват, Собь.
По документам XVI века, ханты проживали и западнее, по Северной Сосьве, Туре, Чусовой, где позднее стали преобладать манси. Северными соседями были ненцы, южными издавна - татары и томско-нарымские селькупы, восточными - кеты, селькупы, переселившиеся на Турухан и Таз, а также свободно кочующие эвенки. По роду деятельности ханты - рыбаки, охотники, оленеводы.
Древнее самоназвание народа - "кантах", "хантэ", что в переводе означает народ и человек. По языку ближайшими родственниками являются манси и венгры. Ханты и манси в отличие от венгров стали называть обскими уграми. Северные ханты говорили на трех диалектах: обдорском, приобском и прииртышском, последний из которых уже практически исчез. Восточное наречие делится на два диалекта: сургутский и вах-васюганский. Письменность у ханты создана на шести диалектах и говорах: обдорском, казымском, среднеобском, шурышкарском, ваховском и сургутском. В настоящее время художественная литература в основном выпускается на трех диалектах - шурышкарском, сургутском и казымском.
Народ делится на группы, например, северные ханты делились на две половины - Пор и Мось, а восточные - на три группы - Лося, Медведя и Бобра.
Вещий и духовный мир складывался у ханты тысячелетиями, поэтому существуют два фонда культуры: общехантыйский и групповой. Особенности каждого объясняются географическими условиями. Например, ханты Томской области не знали оленеводства и могли насытиться только рыбой, тот же народ в Ямало-Ненецком округе подстраивал свою жизнь под оленя и наедался только мясом. Первые никогда не жили в чумах, а у вторых чум являлся основным жилищем.
|