Черкесы, адыгэ (самоназв.), народ группы адыгов в Российской Федерации. Численность - 50,8 тыс. чел., в т. ч. в Карачаево-Черкесии - 40,2 тыс. чел.
В прошлом предков современных Черкесов соседние народы называли "кабардинцы", "бесленеевцы" или "адыги". Живут также в странах Ближнего Востока, куда переселились во 2-й пол. 19 в. Здесь под названием "Черкесы" часто объединяются выходцы из адыгов и др. народов Сев. и Зап. Кавказа, эмигрировавших после присоединения Кавказа к России.
Язык кабардино-черкесский (общий с кабардинцами) абхазо-адыг. группы северокавказской семьи. Верующие - мусульмане-сунниты.
Основное занятие - отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот; до принятия мусульманства разводили также свиней). Особое место занимало разведение лошадей кабардинской породы. Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т. п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов.
На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело. Черкесы были объединены в независимые сельские общины, имевшие свои органы самоуправления. Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на нар. собраниях. Сохранялись патрилипейные родственные группы, обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества.
Большая патриархальная семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100 чел., преобладала до 18 в. Семейные общины частично начали возрождаться в кон. 19 в. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись на всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма.
Возникновение большей части современных аулов Черкесии датируется 2-й пол. 19 в. В 19 - нач. 20 вв. было основано 12 аулов, в 20-х гг. 20 в.- 5. Современные Черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.
Традиционный мужской костюм - черкеска, бешмет, штаны, меховая шапка с суконной тульeй, бурка, наборный пояс, на ногах -чувяки, ноговицы, у богатых - красные сафьянные сапоги, шитые золотом. Сейчас только некоторые имеют полный комплект нац. костюма и появляются в нeм по праздникам.
Женская одежда в самом полном варианте сложилась в 19 в. Платье имело разрез от пояса до полу. Нарядное платье шилось из шeлка или бархата, украшалось галуном и вышивкой. Платье красного цвета разрешалось носить только знатным женщинам. Платье подпоясывали серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из тeмно-красной или чeрной материи, украшали золотым и серебряным галуном, серебряными застeжками. Обувь, сделанная из кожи, вышивалась серебром. Головной убор черкешенки зависел от еe возраста и семейного положения: девочки ходили в платках или с непокрытой головой, взрослые девушки и молодые женщины (до рождения первого ребeнка) носили "золотую шапочку" с высоким твeрдым околышем, украшенным галуном и вышивкой, и верхом из сукна или бархата; поверх накидывался тонкий шелковый платок; после рождения ребeнка женщина совершенно закрывала волосы тeмным платком (концы его пропускались сзади под косами и завязывались на темени особым узлом) и шалью. Современные черкешенки носят национальные платья только по праздникам.
Летом питаются преим. молочными продуктами и овощами, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоeный хлеб из пресного теста, к-рый употребляют с калмыцким чаем (зелeным с солью и сливками). Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаeтся курица или индюшка с соусом, заправленным толчeным чесноком и красным перцем. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину едят варeными, обычно с приправой из кислого молока с толчeным чесноком и солью. После варeного мяса обязательно подают бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мeдом к свадьбе и по большим праздникам готовят бузу. По праздникам делают халву (из поджаренной пшeнной или пшеничной муки в сиропе), пекут пирожки.
В фольклоре центральное место занимают сказания на общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джегуаки). Распространены песни-плачи, трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты - скрипка, бжамей (свирель), пхарчач (ударный инструмент), разл. бубны, на к-рых играли руками и палочками. В кон. 18 в. у русских была заимствована гармоника, на ней играют гл. обр. женщины, на остальных инструментах - мужчины.
В 14-15 вв. Черкесы считались христианами. Христианство проникло сюда из Византии и Грузии в 10-12 вв. В 14 в. сюда стал проникать ислам. Окончательно исламизированы Черкесы к 18 в., но следы христианства сохранялись в Черкесии вплоть до 20 в. Черкесы поклонялись мн. древним божествам - богу плодородия Тхагаледжу, покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства - Мериссе, кр. рог. скота - Ахину, коз и овец - Ямшу, верховой езды, богу молнии и грома Шиблэ, металла и кузнецов - Тлепшу. |