Екатерина I, дочь литовского крестьянина Марта Скавронская, в 1702 г. оказалась в числе пленников России, взятых в Мариенбурге. Сближение и брак с Петром I (1712) вознесли ее на вершину власти. Тем не менее ни по своему кругозору, ни по деловым качествам она не подходила для роли преемницы Петра Великого. Не способная к самостоятельной деятельности, императрица по существу передала свои полномочия нескольким сановникам.
Указом от 8 февраля 1726 г. был образован новый высший орган - Верховный тайный совет. В него вошли: А. Д. Меншиков (инициатор создания Совета), Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, Д. М. Голицын, А. И. Остерман и П. А. Толстой. Таким образом, из первоначального состава "верховников" только князь Д. М. Голицын являлся представителем старого аристократического рода, четверо принадлежали к неродовитой знати, обязанной своим возвышением Петру I, отдельно стоял выходец из Вестфалии А. И. Остерман. Несмотря на представительный состав и обширную компетенцию, Совет не являлся олигархическим органом, ограничивавшим самодержавие. Он оставался бюрократическим, хотя и весьма влиятельным, учреждением в системе абсолютизма, поставленным под контроль императрицы и ее личного Кабинета во главе с опытным секретарем А. В. Макаровым.
Политика Верховного тайного совета характеризовалась отказом от широкой преобразовательной программы Петра I, признанной чересчур дорогостоящей для государства. Прежде всего был проведен демонтаж большинства местных учреждений петровского времени; судебная и административная власть в губерниях была передана губернаторам, а в провинциях и уездах - воеводам; одни коллегии были упразднены, а другие соединены, при том что их штаты сокращались вдвое, ликвидировались магистраты, снизилась у и роль Сената. Была изменена система налогообложения. "Верховники" уменьшили размер подушной подати на 4 коп. и отозвали из провинций воинские команды, представлявшие собой при Петре параллельную местной администрации власть с широкими полицейскими функциями. Однако расчет на то, что губернские и уездные чиновники справятся со сбором податей и недоимок, оказался несостоятельным. Поэтому с 1728 г. возобновилась регулярная посылка в уезды воинских частей для взыскания налоговых платежей.
Наконец, корректировке подверглась торгово-промышленная политика. Был осуществлен пересмотр протекционистского устава 1724 г.: несколько снижен таможенный тариф на ввоз иностранных товаров, однако самостоятельная внешняя торговля России в странах Западной Европы при этом заметно упала. Закон о помещичьей торговле от 1726 г. разрешал дворянам свободную реализацию товаров, произведенных в их деревнях. В целом же торговля и промышленность, лишившаяся в послепетровское время финансовой и административной поддержки государства, были поставлены в неблагоприятные условия. |