Несмотря на существеннее сдвиги, произошедшие в первой четверти XVIII в по основным показателям социально-экономического развития Россия оставалась отсталой страной. По данным второй ревизии (переписи населения), проведенной в 1743-1747 гг., основную массу населения (7,8 млн. душ мужского пола) составляло крестьянство. При этом крепостные составляли 70% крестьянского и 63,2% всего населения страны. В городах было сосредоточено только 4% от общей численности жителей.
Медленный прирост горожан объяснялся как незначительностью резервов, способных пополнять это сословие - в основном разряды дворцовых и государственных крестьян, - так и затрудненными условиями перехода в город. Для официального получения городского гражданства требовался не только формальный признак - занятие торговлей или промыслами, но и наличие денежного капитала не менее чем в 300-500 руб. Кроме того, крестьянин был обязан заручиться согласием своих односельчан и далее на новом месте жительства до очередной ревизии платить двойной налог - как по своему прежнему состоянию, так и по новому.
Дворянство составляло всего 1% от общего числа жителей. Однако именно в его руках были сосредоточены основные земельные богатства. В XVIII в. владения помещиков выросли почти в четыре раза по сравнению с предшествующим столетием (81 млн. десятин против 24 млн. десятин феодального землевладения в XVII в.). Важнейшим источником этого приращения являлись массовые земельные раздачи, осуществляемые верховной властью из фондов дворцовых и казенных земель. Характерно, что наиболее крупные пожалования такого рода приходились на периоды с 1728 по 1732 г. и с 1742 по 1744 г. и являлись средством поощрения преданных двору и его политике определенных лиц. Большая часть пожалованных принадлежала к так называемым "недородословным" фамилиям, т. е. представляла незнатные роды, главным образом из торгово-промышленных верхов.
Ярким примером является "фортуна" рядовых участников дворцового переворота 25 ноября 1741 г. - 364 гренадеров Преображенского полка, возведенных Елизаветой в дворянство и наделенных землями. Российское абсолютистское государство не только регламентировало правомочия собственников, но и часто прибегало к конфискации движимого и недвижимого имущества по отношению к неугодным лицам. Так, за первую половину XVIII в. были ослаблены отпиской в казну или напрочь ликвидированы 128 владений. Само понятие собственности в русском праве было разработано только во второй половине XVIII в.
Несмотря на ряд неблагоприятных факторов политического режима в период 1725-1762 гг., упадка и застоя в экономике не наблюдалось. Наоборот, в некоторых отраслях промышленности были достигнуты значительные успехи. Благодаря быстрому развитию горнозаводской промышленности к середине XVIII в. Россия вышла на второе место в мире по выплавке чугуна, уступив только Швеции. Так, если в 1725 г. в стране действовал 31 завод, то, в 1750 г. - 74. К этому времени спрос на русское железо достиг беспримерного уровня - 100% от всей продукции. В выгодное металлургическое производство активно вкладывали капиталы дворянские предприниматели - братья П. И. и А. И. Шуваловы, Воронцовы, С. П. Ягужинский.
Эффективно было налажено суконное, кожевенное и бумажное производство. В конце 40-х годов производство сукна достигло такого объема, что был прекращен его ввоз из-за границы. С 1725 по 1750 г. возникли 62 новые текстильные мануфактуры, к началу 60-х годов текстильные предприятия составляли более половины всех действующих в стране предприятий, а стоимость их продукции преобладала над всей остальной произведенной продукцией. Внутри текстильной отрасли первое место принадлежало льняной промышленности, за ней шли суконная и шелковая. Мануфактуры стали возникать в провинции, ближе к источникам сырья - близ Воронежа, в Иванове, Иркутске и других местах. Первенствующее положение в промышленном строительстве принадлежало купеческим капиталам. Так, в течение 1741-1770 гг. купцами было построено 79 заводов, или вдвое больше, чем за предыдущие 40 лет.
Государство, заинтересованное в развитии отечественной промышленности, поощряло мануфактуристов и заводчиков, передавая им на льготных условиях казенные заводы, предоставляло купцам денежные ссуды, вводило высокие таможенные пошлины на ввозимые из-за границы товары. Быстрый рост промышленности еще в первой четверти XVIII в. вызвал острую потребность в наемной рабочей силе. Нехватка свободных рабочих рук и господство крепостнических отношений привели к широкому использованию принудительных мер для обеспечения промышленности рабочей силой (приписка крестьян к заводам, использование труда рекрутов, бродяг, ссыльных и нищих), а также к развитию посессионных предприятий. Численность приписных и посессионных работников в несколько раз превышала численность вольнонаемных. Абсолютное преобладание принудительного труда было характерно для металлургической промышленности Урала.
Серьезные сдвиги в развитии производительных сил, углубление процессов общественного разделения труда содействовали развитию внутренней торговли. Важнейшими торговыми центрами являлись Москва, Петербург, Архангельск, города Поволжья (Нижний Новгород, Казань, Саратов, Самара, Рыбинск, Астрахань). Важную роль посредников в торговом обмене между центром и окраинами играли города Украины (Нежин, Кременчуг, Полтава, Киев) и русского Севера (Вологда, Великий Устюг). Существенный импульс развитию всероссийского рынка дала отмена таможенных пошлин в 1754 г.
Одновременно росла и внешняя торговля. К середине XVIII в. Россия стала занимать важное место на мировом продовольственном рынке. Ежегодный экспорт зерна в 50-е гг. составлял 70 четвертей стоимостью 114 тыс. ру. серебром. Кроме того, из России вывозились лес, кожа, пенька, юфть, деготь, сало, ревень, воск, смола, меха, парусные полотна, льняные ткани, полотно. Русская внешняя торговля носила активный характер, т.е. вывоз превышал ввоз. |