Фотогалерея Ростов-на-Дону - административный центр Ростовской области Российской Федерации, столица южного федерального округа, крупный промышленный, культурный и научный центр. Узел железных (на Воронеж, Волгоград, Батайск и далее на Кавказ) и автомобильных (на Москву, Махачкалу, Новороссийск) дорог, морской и речной порт, аэропорт.
Расположен на правом берегу р. Дон, в 46км от ее впадения в Азовское море, в 1226км к юго-юго-востоку от Москвы. Население 1013,0 тыс. чел. в 1.1.1996г.). Административно разделен на 8 районов.
На месте будущего города, готовясь к Азовским походам (1695 - 1696гг.), останавливался Петр I. В 1749 - 1750гг. на Дону, выше места впадения в него р. Темерник, у урочища Богатый колодезь, по указу императрицы Елизаветы Петровны были основаны Темерницкая пограничная таможня и порт. В 1761 г. началось строительство Димитровской крепости, названной именем св. Димитрия, митрополита Ростовского.
К концу XVI II в., с присоединением к России Причерноморья, крепость потеряла свое стратегическое значение. Образовавшееся из крепостных предместий-форштадтов поселение в 1796г. было преобразовано в город. В 1806г. было официально утверждено его название Ростов-на-Дону. Позднее (уже в XX в.) в черту города вошел г. Нахичевань-на-Дону, основанный в 1779г. переселенными сюда по указу Екатерины II крымскими армянами. В 1797г. Ростов-на-Дону стал уездным городом Новороссийской, в 1802 г. - Екатеринославской губерний, в 1887 г. в состав Области войска Донского (с 1888г.- окружной центр).
Выгодное географическое положение Ростова-на-Дону - близость моря, водные и сухопутные пути, связывавшие город с внутренними промышленными и сельскохозяйственными районами ? способствовало его бурному развитию в XIX в.
В 1846г. в городе был построен крупный чугунолитейный завод (ныне судостроительно-судоремонтный завод "Красный Дон"), в 1853г. открылась табачная, а в 1870г. - бумажная фабрики. В 1859г. начал действовать машино-строительный завод, изготовлявший паровые шхуны и котлы, насосы.
В 1870г. Ростов-на-Дону был соединен железной дорогой с Харьковом, в 1871 г.- с Воронежем, в 1875г. - с Владикавказом. В начале 1890-х гг. были построены механический, радиаторный, маслобойный и др. заводы, а также многочисленные мельницы.
В 1896г. в городе была сооружена электростанция, в 1898 г. - завод сельскохозяйственных машин (ныне культиваторный завод "Красный Аксай"). К началу XX в. в Ростове-на-Дону насчитывалось около 140 промышленных предґприятий. Ростовский порт по объему грузооборота занимал одно из первых мест на юге страны.
В ноябре 1902 г. в Ростове-на-Дону произошла забастовка рабочих промышленных предприятий ("Ростовская стачка"); советская власть в городе была установлена 26 октября (8 ноября) 1917г. В годы Гражданской войны власть в Ростове-на-Дону неоднократно менялась. В декабре 1917г. город захватили войска генерала А.М.Каледина. С марта по май 1918г. Ростов-на-Дону был центром Донской советской республики. В начале мая 1918г. в город вступили немецкие оккупационные войска, затем - войска генерала А.И.Деникина. Окончательно Ростов-на-Дону был освобожден 10 января 1920 г. частями 1-й Конной армии.
В 1920 - 1930-е"гг. в Ростове-на-Дону реконструируются и расширяются старые промышленные предприятия, создаются новые - химический завод (1924 - 1925гг.), завод "Ростсельмаш" (1926 - 1931 г.) и др. В 20-е годы вводится в эксплуатацию первая в стране ТЭЦ.
В период Великой Отечественной войны 1941 - 1945гг. Ростов-на-Дону и его окрестности были ареной ожесточенґных боев. Немецко-фашистские войска дважды овладевали городом. Окончательно Ростов-на-Дону был освобожден ; 14 февраля 1943г. в результате Ростовской операции 1943г.
Ростов-на-Дону сегодня - крупный индустриальный и культурный центр юга России. Главные отрасли промышленґности - машиностроение производство зерноуборочных комбайнов (ПО "Ростсельмаш"), тракторных культиваґторов, вертолетов, подшипников, технологического оборудования для легкой (з-д "Легмаш") и пищевой (ПО "Ростпродмаш") промышленности, кузнечно-прессового оборудования, радионавигационной аппаратуры, речных судов, электроинструментов, оргтехники и др.), пищевая (табачная, кондитерская, мясная, винная, консервная), химическая (производство цинковых белил, резинотехнических изделий и др.), легкая (кожевеино-обувная, трикотажная, швейґная) промышленность. Имеются предприятия по обработке древесины, производству стройматериалов и др.
Основное место в грузообороте Ростовского порта (по тоннажу) занимают лес, руды цветных металлов, минерально-строительные грузы, промышленные и продовольственные товары, сельскохозяйственная продукция.
В Ростове-на-Дону действуют ок. 40 проектных и проектно-конструкторских институтов, в т. ч. Государственным институт по проектированию комбайновых заводов, энергетического машиностроения, предприятий нефтеперерабатывающей, и нефтехимической промышленности, строительного и дорожного машиностроения; Северо-Кавказским научный центр высшей школы; НИИ биологии, нейро-кибернетики, физической и органической химии, механики с 1 прикладной математики, гидротехнический; НИИ рентгенологии, онкологический и др., 14 вузов (в т. ч. университет); 4 театра (драматический им. М. Горького, юного зрителя, музыкальной комедии, кукол); 3 музея (областной краеведческий, военно-исторический, изобразительных искусств), филармония, планетарий,цирк.
Прямоугольная сеть улиц сформирована по генеральным планам Ростова-на-Дону и Нахичевани (оба -1811 г). К началу XX в. Ростов-на-Дону стал большим городом без выхода к реке, с беспорядочной планировкой. Сильно разрушенный в период Великой Отечественной войны, город был восстановлен по. генеральному плану 1944?1945гг., по которому центр получил широкий выход к Дону, была сооружена набережная, разбиты парки, скверы. По новому генеральному плану развития города (1971 г.) сформированы новые жилые районы.
Сохранились архитектурные памятники Ростова-на-Дону; собор (1780-е годы), здания городского театра (1.896 г.), Госбанка (1910 г.), Волжско-камского банка (1900г.). педагогического института (1912г.) и др.
В 1777г. и 1783 - 1784гг. в доме коменданта Ростовской крепости жил А. В. Суворов.
|