Ковалева Прасковья Ивановна (Жемчугова) Годы жизни: 20.07.1767 - 1803г. актриса, певица
Крепостная графа Н. П. Шереметева. Дочь крестьянина-кузнеца, Жемчугова 7 лет была взята в барский дом и определена "к театру". Обучалась светским манерам, дикции, пению, иностранным языкам, музыке (играла на гитаре, клавесине). В 1779 впервые выступила на сцене Кусковского театра Шереметевых в выходной роли служанки (комическая опера "Испытание дружбы", муз. Гретри).
В 1780 исполнила главную партию Белинды (комическая опера "Колония, или Новое селение", муз. Саккини), создав трогательный образ невинно страдающей, глубоко любящей, самоотверженной девушки. Талант, красота и гибкость голоса (колоратурное, лирико-драматическое сопрано тЕплого тембра) определили успех Жемчуговой в этой роли. В 1781 Жемчугова сыграла сильную драматическая роль Луизы в лирической драме "Дезертир" ("Беглый солдат"). В 1790-96 Жемчугова брала уроки пения у певца Бабарини, обучалась драмматическому искусству у актрисы М. С. Синявской.
Жемчугова исполнила около 50 оперных партий (выступала до 1797). Особенно удавались актрисе бытовые роли девушек крестьянок, страдающих от социального неравенства, и героические образы сильных духом женщин. В задушевном, эмоциональном, самобытном искусстве Жемчуговой звучали ноты протеста против угнетения, она утверждала достоинство и свободу человеческой личности Выступая в операх западных композиторов, Жемчугова стремилась преодолеть условность партий, переправляла текст в соответствии с моcковским говором, создавала свои музыкальные варианты речитативов, пассажей и арий, которые фиксировала с помощью крепостного композитора и капельмейстера С.А. Дегтярева.
Широкий диапазон голоса, стройная фигура позволяли Жемчуговой исполнять роли мальчиков и юношей. В опере Паизиелло "Инфанта Заморы" Жемчугова проявила искусство перевоплощения, изображая то изящного юношупажа Блондина, то властную, гордую инфанту. Лучшей ролью Жемчуговой была Элиана (опера "Самнитские браки" Гретри), где она играла девушку, преступившую законы старейшин, запрещавшие ей любить избранника, и добившуюся этого права через героический подвиг. Впервые выступив в этой роли в 1785, Жемчугова исполняла ее в течение 12 лет. В сценических образах, созданных Жемчуговой, отразилась личная трагедия актрисы. Фаворитка графа Шереметева, Жемчугова тяжело переживала свое унизительное положение. Лишь в 1798 ей была выдана "вольная", а в 1801 тайно оформлен ее брак с Шереметевым. В 1803 она умерла от туберкулеза.
Обаятельный образ русской крепостной актрисы запечатлен в популярной народной песне "Вечор поздно из лесочка", портретах известного крепостного художника Н.И. Аргунова, во многих стихах, повестях, пьесах. Другие роли в комических операх: пастушка Анюта ("Тщетная ревность, или Перевозчик Кусковский" Пуньяни), Люсиль (о. п. Гретри), Нина ("Нина, или Сумасшедшая от любви" Паизиелло), парица Голкондская (о. п. Монсиньи), Анюта ("Три откупщика" Дезеда), Роза ("Роза и Колас" Монсиньи).
Марков П.А., ред. Театральная энциклопедия. Т.3. М., 1964. С.671
|