Надежда Васильевна Плевицкая Эстрадная певица (меццо-сопрано). Исполняла русские народные, главным образом, городские песни. После 1920 года жила за рубежом.
Надя, как и все голенастые ее ровесницы, с тринадцати лет ворочала мешки в пять пудов и готовилась стать "сокровищем в доме". В начальную школу Надю Винникову отдали по ее слезной просьбе, но особенно об учебных успехах не заботились. В год смерти отца - 1897-й - Надежда упросила мать отвезти ее в монастырь. Чтобы постричься в монахини, нужно было прожить, неся послушание, не меньше трех лет. Поначалу Надя и не представляла себе другого будущего, усердно соблюдая монастырский устав. Но едва ей исполнилось шестнадцать, юная послушница сменила рясу на купальник цирковой артистки. На пасхальной неделе Надежда забрела в балаган, да осталась там навсегда.
В первый раз дочку отыскала мать, но поскольку возвратить в монастырь богохульницу не представлялось возможным, Надежду водворили в родную деревню и попытались выдать замуж, но безуспешно. Во второй раз побег удался - она приехала к родственникам в Киев и незаметно исчезла, поступив в ресторанный хор некой Липкиной. Началась новая жизнь Дежки - кафешантанной певицы, и неизвестно, куда бы привели ее ресторанные страсти, если бы руководительницу хора Липкину не украли. Да-да, украли. Богач-перс увез Липкину на своей яхте в Баку. А хор развалился.
Устраивавший благотворительный концерт Леонид Собинов пригласил Плевицкую спеть на одной с ним сцене. Успех был грандиозный. С 1909 года, как считала сама Плевицкая, начался ее "путь с песней".
Слава Плевицкой в России начала века была огромной. "Курским соловьем" ее называл Николай II. Плевицкая была, что называется, придворной певицей. Мода на все народное, "мужицкое" воплощалась в том, что Надежду Васильевну не только часто приглашали на концерты прямо во дворец, не только щедро одаривали, но усаживали как-то "запросто", по-домашнему, к царскому столу "за чай", побеседовать с великими княжнами. Высочайшее признание открыло для Плевицкой двери многих элитных салонов. Меценат Мамонтов познакомил Надежду Васильевну с Ф. Шаляпиным. В первый же вечер великий певец выучил с Надеждой Васильевной песню - "Помню я еще молодушкой была".
Певица надолго вперед определила манеру пения русских песен на эстраде, она на десятилетия стала единственным исполнительским образцом. По натуре своей Плевицкая была чрезвычайно активной женщиной, а иначе она не смогла бы приобрести такой высокий общественный статус, но эта же чрезмерность и сгубила ее. Еще во время первой мировой войны Плевицкая в порыве патриотизма оставила сцену и отбыла на фронт санитаркой. И в Гражданскую она прошла с белой гвардией крестный путь до Крыма, потом 14-тысячная русская армия была вывезена на кораблях в Дарданеллы. Вместе с белым воинством покинула Россию и Плевицкая.
Рассказывают, будто однажды от расстрела большевиков Надежду Васильевну спас молодой генерал Скоблин и с тех пор между ними начались любовные отношения. Они осели в Париже, растерянные, разоренные. Для исполнительницы народных песен, имевшей тысячную аудиторию, это была подлинная трагедия. Только обычная деловитость и хватка спасли Надежду Васильевну. Но она не избежала участи тех несчастных, которые ради привилегии вернуться в Россию вступили на скользкий путь шпионства, интриг, преступления. В истории Плевицкой многое неясно - свое слово еще должны сказать исследователи, но ситуация складывалась, как дурная криминальная драма. Муж Надежды Васильевны входил в руководство Российского Общевойскового Союза (РОВС), организации весьма темной и доставлявшей французской полиции, как и прочие русские эмигрантские объединения, множество хлопот. В ночь с 23 на 24 сентября 1937 года он неожиданно исчез, вместе с ним пропал и "вождь" РОВС, генерал Миллер.
Спустя несколько дней по этому делу была арестована Плевицкая. В декабре 1937 года в Париже состоялся процесс, на котором бывшая русская певица была обвинена в соучастии в похищении генерала Миллера и в шпионаже. Приговор вынесли суровый - двадцать лет каторжных работ. В тюрьме Плевицкая впала в депрессию. Она почти не ела, иногда что-то писала и порой тихо, негромко пела. Весной 1940 года она попросила пригласить к ней в камеру священника-духовника. А 5 октября она неожиданно, загадочно и странно умерла в своей камере. Франция к тому времени уже была оккупирована фашистами. И очень скоро немецкое гестапо эксгумировало труп Плевицкой и подвергло его тщательному обследованию. Для чего понадобилось это? К чему нужен был химический анализ? Какая тайна скрывается за действиями гестапо? Государственная?.. Политическая?..
Известно одно: тело в ящике было отвезено на кладбище и вновь закопано, но уже в общей могиле. |