Лазаренко Капиталина Андреевна Певица, Народная артистка России (1994).
Родилась в 1925 году. Из интервью Б. Савченко: "...Махачкала, сорок третий год... Я окончила музыкальную школу и участвовала в самодеятельности Дворца культуры рыбаков. Параллельно прирабатывала в кинотеатрах -пела перед сеансами. Время было тяжелое война. Пела все подряд: и оперные партии, и арии из популярных оперетт, и песни советских композиторов. Потом меня пригласили в хор Дагестанского радиокомитета, там я впервые и получила свою трудовую книжку".
- "Я видел старую афишу, там вы значились как Кити Шимановская". - "Да, было такое. Приехал в Махачкалу Литовский джаз, и музыканты пригласили меня на репетицию. Попросили спеть что-нибудь. Кончилось тем, что я бросила Махачкалу и поехала с ними работать. Приехали в Москву, музыканты своего дома еще не имели - Вильнюс у немцев был. Стали работать. И дали они мне псевдоним: вместо Капиталины - Кити, вместо Шамановой, моей девичьей фамилии - Шимановская..."
- "В Москве, наверное, трудно пришлось поначалу?" - "Не сладко. Учебу в Гнесинском училище приходилось совмещать с работой. Приютила меня солистка этого же джаза Эсфирь Ласкина. Вот кто по-настоящему помог мне в жизни - она и кров дала, и петь учила, и мастерам эстрады меня показала. Мы тогда выступали в зале им. Чайковского. Неудобно говорить, но был успех. Слухи дошли до начальства, и на один из моих концертов пришла дирекция ВГКО. Тогда еще Всероссийское гастрольно-концертное объединение было, и его руководители ходили на концерты.
Потом меня пригласили в концертную группу Александра Николаевича Вернера. Я у него многому научилась. Артист он был, конечно, феноменальный. Он ставил искрометные программы: "Когда зажигаются огни", " Не в бровь, а в глаз", с которыми мы ездили в Одессу, Тбилиси, Ленинград и везде имели успех, вот тогда я и получила признание публики..." Мой муж был кадровый военный, прошел путь от рядового до генерала. Воевал, был контужен, но, к счастью, вернулся живой. А ведь многим война принесла невосполнимое горе. И я просто не мыслю своего репертуара без песен времен Великой Отечественной. Иногда мне говорили: "Капа, зачем тебе это нужно? Выходит красивая женщина и начинает петь о войне. Зачем это? У тебя другой жанр". А я не могу не петь об этом, о верности ушедшим..."
Во втором отделении того концерта Капиталина Лазаренко исполняла лучшие песни своего репертуара, старинные романсы... Как давно все это было: "Гитана", "Караваньера", "Вишневый сад", "Чико-чико", "Бесаме мучо". "Мою любовь" она бисировала. Ах, как она пела эту румбу! Сколько динамики, страсти, темперамента! Не зря равнодушные к европейской эстраде американцы в свое время выпустили с этими и другими песнями целый "гигант" под весьма лаконичным названием "Поет Капа!"
А первую свою запись на пластинку она сделала с оркестром п/у Л. Утесова. "Помню, выступала в ЦДРИ, и на концерте присутствовал Леонид Осипович Утесов. Я пришла расстроенная за кулисы оттого, что плохо пела. И вдруг слышу голос с сипотцой: "Где же здесь Капочка Лазаренко?" - "Вон там она, за ширмой сидит". А я просто плачу - так ужасно расстроена. Он подошел и ласково тронул за плечо: "Деточка, как вы хорошо пели. Идите ко мне работать".
Именно в концертных программах Государственного эстрадного оркестра РСФСР п/у Л.О. Утесова произошло становление Лазаренко как певицы. Прав был Евгений Петросян, когда говорил: "Школа Утесова не могла не сказаться на дальнейшей творческой судьбе его учеников, и именно Утесов сумел придать природному дарованию Капиталины Лазаренко четкие формы Мастерства. Мастерства с большой буквы". Народная артистка России (1994). |