Николай Николаевич Черепнин Русский композитор и дирижер, закончивший свой жизненный путь во Франции. Основал в Петербургской консерватории первый в России класс дирижирования. Среди его учеников - Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин и др. Годы жизни: 14.05.1873 - 26.06.1945
Родился в Петербурге 3 (15) мая 1873 в старинной дворянской семье. Окончил в 1895 юридический факультет Петербургского университета, в 1898 Петербургскую консерваторию по классам композиции Н.А. Римского-Корсакова и фортепиано К.К. Фан-Арка (1839 или 1842-1902). С 1899 заведовал оркестровым классом Придворной певческой капеллы. В 1905?1918 преподавал в Петербургской консерватории, где основал первый в России класс дирижирования (среди его учеников - С.С. Прокофьев). В те же годы стал членом Беляевского кружка и постоянным дирижером основанных М.П. Беляевым (1836-1903/1904) "Русских симфонических концертов" (РСК). Дирижерская карьера Черепнина складывалась весьма успешно: кроме РСК, он выступал в концертах Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), в концертных циклах А.И. Зилоти (1863-1945) и С.Н. Василенко (1872-1956) ("Исторические концерты в Москве") и др.; в 1906?1909 был дирижером в Мариинском театре.
Благодаря семейным связям (через свою жену - М.А. Бенуа, дочь академика-акварелиста Альберта Бенуа) Черепнин вошел в кружок, группировавшийся вокруг А.Н. Бенуа и С.П. Дягилева, - будущий "Мир искусства", став в нем "экспертом" по музыкальной части. В 1903?1907 работал с Бенуа и М.М. Фокиным над постановкой балета на собственную музыку Павильон Армиды (Мариинский театр, 1907). В 1909-1914 был ведущим дирижером дягилевских "Русских сезонов" в Париже, в частности под его управлением прошел первый, триумфальный сезон. Для дягилевской антрепризы написаны два балета Черепнина - Нарцисс и Эхо (1911) и Маска Красной смерти (1915, не был поставлен, впоследствии переработан в симфоническое произведение Судьба). После 1914 дирижировал отдельными спектаклями антрепризы в Европе.
После 1917 был вынужден покинуть Петербург; в 1918-1921 работал в Тифлисе директором консерватории и дирижером оперного театра. В 1921 эмигрировал во Францию. Концертировал в разных странах в качестве дирижера, в том числе с исполнением собственных произведений; писал и аранжировал балетную музыку для разных антреприз (среди них для труппы Анны Павловой). Был одним из основателей и педагогов Русской консерватории в Париже (в 1925-1929 и 1938-1945 - директор). С 1937 возглавлял попечительский совет издательства "М.П. Беляев в Лейпциге" и в этом качестве способствовал распространению за рубежом русской классической музыки и изданию новых произведений композиторов-эмигрантов. Умер Черепнин под Парижем 26 июня 1945.
По своему "музыкальному происхождению" Черепнин принадлежит к поздней формации петербургской школы (один из самых любимых учеников Римского-Корсакова; близкий друг А.К. Лядова); в его творчестве рано проявилось импрессионистское начало, выраженное ярко и оригинально, - в таких, например, сочинениях, как балеты Павильон Армиды и Нарцисс и Эхо, имевших очень большой успех в Париже, как симфонические поэмы по мотивам русских сказок ? Зачарованное царство (1912) и шесть музыкальных иллюстраций к Сказке о рыбаке и рыбке (1909), романсы на стихи К.Д. Бальмонта и некоторые фортепианные циклы, в особенности музыка к Азбуке в картинках Бенуа и др. Черепнин дореволюционного периода - наиболее "чистый" представитель импрессионизма на русской почве. Кроме того, он - один из самых виртуозных мастеров оркестрового письма, что сказалось как в его собственных партитурах, так и в инструментовках произведений разных композиторов, сделанных им для балетных спектаклей, а также в его редакции неоконченной оперы Мусоргского Сорочинская ярмарка (Монте-Карло, 1922).
В позднем творчестве Черепнина выделяются две оперы на русские сюжеты: Сват по А.Н. Островскому (1929) и Ванька-ключник по Ф.К.Сологубу (1932) - тонкие и остроумные стилизации народного "лубочного", "балаганного" театра. Черепнин зарекомендовал себя как автор духовной музыки, индивидуально, в "петербургском стиле" преломляющий новые тенденции в этой области (особенно выделяются Вторая литургия, 1907 и "Утреня" из Всенощного бдения, 1918). За рубежом эта линия была продолжена рядом обработок древних распевов для мужского хора без сопровождения (для парижского Сергиевского подворья) и духовной ораторией Хождение Богородицы по мукам для солистов, хора и оркестра по мотивам древнеславянского апокрифа (1937), одним из самых высоких образцов данного жанра на русской почве. |