Даргомыжский Александр Сергеевич Годы жизни: 1813 г. - 1869 г. Композитор А.С. Даргомыжский - младший современник Глинки; разница в возрасте между ними составляет девять лет. Так же как и Глинка, Даргомыжский провел раннее детство в имении родителей. С четырех лет он жил в Петербурге. В семилетнем возрасте будущий композитор стал брать уроки музыки - игры на фортепьяно и на скрипке. Занятия шли очень успешно, но уже в одиннадцать-двенадцать лет Даргомыжский предпочитал не готовить заданные уроки, а сочинять собственные пьесы.
Преподаватель фортепьянной игры, которого Даргомыжский называет "весьма хорошим музыкантом", почему-то не одобрял этих композиторских опытов и даже наказывал за них своего ученика. Тем не менее, к семнадцати-восемнадцати годам Даргомыжский был автором многих сочинений в различных жанрах. Часть их тогда же появилась в печати. В этих ранних произведениях Даргомыжского видна одаренность автора, но они далеки от зрелости и, главное, лишены самостоятельности.
Найти свой путь в искусстве помог Даргомыжскому Глинка. Познакомились они в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным". "Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизила нас, - вспоминает Даргомыжский. - ...Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях". Под влиянием Глинки Даргомыжский стал с большей серьезностью и углубленностью заниматься музыкой. По тетрадям Глинки (и, возможно, пользуясь его советами) Даргомыжский изучил музыкально-теоретические дисциплины; это помогло ему овладеть композиторской техникой.
Даргомыжского всегда влекла музыка, связанная со словом, музыка вокальная. Иструментальные сочинения его немногочисленны, и не им Даргомыжский обязан своим значением в русском искусстве. Основная сфера творчества Даргомыжского - романс и опера. Заслуженно популярны его лирические романсы "Мне грустно", "Я вас любил" и многие другие. В вокальном стиле лирических романсов Даргомыжского гибкая мелодичность сочетается с речевой выразительностью. Оригинальны комические ("Воротился ночью мельник") и особенно сатирические романсы Даргомыжского. Всем известны его острые сатиры "Червяк" и "Титулярный советник". В таких романсах вокальный стиль Даргомыжского еще ближе к речитативу.
Свою первую оперу "Эсмеральда" (1839) Даргомыжский написал в двадцатишестилетнем возрасте. Сюжет взят из знаменитого романа Гюго "Собор Парижской богоматери". Опера написана на французский текст (впоследствии переведенный композитором на русский). Мало самостоятельная и не очень яркая по музыке, "Эсмеральда" на сцене не удержалась. Не имела успеха и вторая опера (вернее, опера-балет) Даргомыжского "Торжество Вакха" (по стихотворению Пушкина; закончена в 1848 году). Обе оперы нельзя считать значительными достижениями русского искусства, но работа над ними подготовила Даргомыжского к созданию самого замечательного его произведения - оперы "Русалка", законченной в 1855 году.
Драму "Русалка" Пушкин, как известно, закончить не успел. Он даже не дал названия этому произведению. "Русалкой" назвали его издатели. Но замысел драмы с достаточной ясностью определился в написанных сценах. Некоторые картины этой очень лаконичной пушкинской драмы Даргомыжский, составляя либретто, дополнил и расширил. Не во всех чертах совпадают образы действующих лиц поэмы и оперы. Но основную, ведущую идею творения Пушкина композитор сохранил и в своей музыке раскрыл очень сильно и ярко."
Первая постановка "Русалки" состоялась через год после ее окончания в Петербурге в 1856 году. Театральная дирекция поставила оперу Даргомыжского очень небрежно, со старыми, изношенными декорациями и костюмами, изготовленными для другого спектакля. Опера ставилась редко, большого успеха не имела и почти на десять лет исчезла из репертуара. Но передовые русские музыканты сразу же высоко оценили "Русалку". Целую серию статей посвятил ей А. Н. Серов, верно указавший на основные достоинства оперы Даргомыжского. Широкое же признание пришло к "Русалке" значительно позже. В 1865 году театральная дирекция возобновила постановку оперы.
Даргомыжский писал об этой постановке: "Постановка вся старая, за исключением трех или четырех костюмов. Для глаз вид гнусный, но успех оперы громадный и для меня непостижимый". Этот неожиданный для самого композитора успех отнюдь не был случайным. В середине шестидесятых годов в театр пришли новые слушатели - из среды разночинной демократической интеллигенции. Они и создали успех опере. Они оценили ее передовой, социально насыщенный замысел, ее реалистическую силу, ее психологическую глубину. С этого времени и до наших дней "Русалка" прочно входит в репертуар оперных театров.
В последние годы жизни Даргомыжский работал над оперой "Каменный гость". В это время он сблизился с композиторами балакиревского кружка. Несмотря на быстро развивавшуюся тяжелую болезнь сердца, Даргомыжский не прекращал работы над последним своим произведением и успел почти закончить его: осталась не вполне завершенной лишь заключительная сцена. В соответствии с предсмертной волей композитора оперу закончили его молодые друзья, участники "Могучей кучки".
|