Глинка Михаил Иванович Годы жизни: 01.06.1804 - 24.05.1857 Композитор. Основоположник русской классической музыки.
Глинка родился в селе Новоспасское, ныне Ельнинского района Смоленской области. Не сочинив ни одного балета, Глинка использовал танцевальные формы в произведениях других жанров. Танец у Глинки стал одним из средств создания образов героев (в опере), картин народной жизни (в симфоническом произведении), передавал богатое лирическое содержание.
В польских танцах из оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя",1836), танцах дев Наины и восточных танцах из оперы "Руслан и Людмила" (1842), выполняющих важную роль в драматургии спектакля, определились главные принципы танцевальной формы.
Польские танцы - первый в русском балетном искусстве пример симфонической разработки хореографического действия. Балетные сцены в операх Глинки - его симфонические сочинения, особенно Вальс-фантазия (первоначально для фортепиано 1839, оркестровая ред. 1845, последняя ред. 1856), "Испанские увертюры" ("Арагонская хота", 1845 и "Ночь в Мадриде", 1851) положили основание будущему классическому русскому балету, подготовив реформаторские достижения Чайковского. Ярко характерная, насыщенная жанрово - конкретными элементами и портретными зарисовками музыка Глинки многократно использовалась для создания балетов: "Сон" (1915, Мариинский театр, сцен. и балетмейстер М. М. Фокин).
Мысль написать оперу об Иване Сусанине подал Глинке поэт Жуковский. Глинку сразу увлек предложенный Жуковским сюжет, в особенности картина гибели героя. "Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении", - писал впоследствии Глинка. Либретто предполагал писать Жуковский, однако, написав одну сцену, он отказался от дальнейшей работы и "сдал", как говорит Глинка, оперу посредственному поэту из числа придворных Николая I барону Розену. Общий план оперы составил сам Глинка. Разработка сценария, очень точного и подробного, протекала в творческом общении композитора с крупнейшими петербургскими литераторами. Есть основания думать, что в обсуждении сценария принимал участие Пушкин.
Постоянную помощь оказывали Глинке Жуковский и видный писатель и музыкальный критик Одоевский. Работа же с либреттистом принесла Глинке немало огорчений. Его не удовлетворяли стихи барона Розена. Ему приходилось бороться с "верноподданническим" духом, который старался внести в либретто придворный поэт. Многое в розеновском либретто Глинка изменил, но полностью преодолеть его недостатки не смог. Глинке пришлось даже отказаться от названия, которое он дал опере: "Иван Сусанин". По прямому указанию императора Николая I опера Глинки получила совершенно не соответствующее всему ее духу "верноподданническое" наименование - "Жизнь за царя". Лишь после Великой Октябрьской революции патриотическое творение Глинки было освобождено от монархического духа, чуждого замыслу композитора и всей музыке оперы. Текст "Ивана Сусанина" переработал советский поэт С. Городецкий. С этим текстом и с подлинным авторским названием опера Глинки ставится в советских оперных театрах.
Мысль об опере на сюжет поэмы Пушкина "Руслан и Людмила" подал Глинке драматург Шаховской. По-видимому, он предполагал, что Глинка напишет оперу со всевозможными постановочными эффектами, без глубокого внутреннего содержания. Лучшей и самой популярной оперой такого рода была "Леста, днепровская русалка", как мы знаем, принимал участие в составлении либретто "Лесты"; естественно, что и в поэме Пушкина он увидел благодарный материал для феерического спектакля .Глинка не пошел по пути авторов "Лесты", хотя и назвал свое произведение по установившейся традиции "волшебной оперой". Его привлекали в первую очередь народные мотивы в юношеской поэме Пушкина. Работа над "Русланом и Людмилой" растянулась на несколько лет (1837-1842 гг.).
"Руслан и Людмила" - первая русская эпическая опера, положившая начало целому направлению в русском музыкальном искусстве. На традиции "Руслана" опирался в "Князе Игоре" Бородин. По-иному развивал те же традиции Римский-Корсаков в своих сказочных операх. Одна из важнейших традиций русской классической оперы - обращение к сюжетам великих творений русских писателей. Начало этой традиции положено опять-таки "Русланом и Людмилой". Первая постановка "Руслана и Людмилы" состоялась в Петербурге в ноябре 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры "Ивана Сусанина". У слушателей опера Глинки имела большой успех. Достаточно сказать, что в течение нескольких месяцев состоялось 32 представления "Руслана".
Но и у этой оперы нашлись противники. "Высочайшего" одобрения она не получила: царь и его семья были на премьере, но покинули театр до окончания спектакля. На оперу Глинки ополчились журналисты реакционного направления во главе с Булгариным, который поносил в свое время и "Ивана Сусанина". Но передовые русские любители музыки тогда же увидели в опере Глинки новое великое достижение русской культуры. "На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, - писал В. Ф. Одоевский. - Он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется".
|