Глазунов Александр Константинович Годы жизни: 10.08.1865 - 21.03.1936 Композитор
Глазунов родился в Петербурге. Композитор, дирижЕр, педагог. Народный артист Республики (1922). ПочЕтный доктор Оксфордского и Кембриджского университетов (1907). Ученик Н. А. Римского-Корсакова.
Один из крупнейших русских симфонистов, Глазунов был чрезвычайно чуток к выразительным возможностям танцевально-пластических свойств музыки ("Свадебное шествие", "Концертные вальсы", "Балетная сюита"). Танцевальные темы пронизывают его симфонии (4-ю и 6-ю), квартеты. В отличие от П. И. Чайковского, подчинившего жанр балета-феерии законам музыкальной драмы, Глинки выявляет и обобщает лирико-эпические тенденции, заложенные в образных и композиционных структурах "большого балета" ("Раймонда", 1898, Мариинский театр, балетм. М. И. Петипа).
Традиционные схемы классического танца становятся, по словам Глинки "благотворными оковами", в которых воспитывается его чувство формы, кристаллизуется определЕнный тип симфонизма. Несмотря на жанровые различия (напр., парадность монументальной "Раймонды" и пасторальный колорит одноактного балета "Барышня-служанка, или Испытание Дамиса" (1900, Эрмитажный, затем Мариинский театры, балетмейстер Петипа)), балеты Глазунова обладают единством стиля. Их драматургия строится на образном взаимопроникновении различных жанровых сфер.
Так, в "Раймонде" любовное соперничество Абдерахмана и де Бриена воплощено в контрастном сопоставлении испано-арабских и венгерских танцев; в балете "Барышня-служанка" лирических вариаций и дуэтов Изабеллы и Дамиса оттенЕн сюитой старинных французских танцев, передающих стилизованную обстановку "галантного века". В балетах Глазунова новое значение (по сравнению с Чайковским) приобретают массовые жанрово-характерные образы. С ними связано преобладание сюитно-циклических форм. Грандиозные жанровые циклы "Раймонды" - главное средство достижения музыкального единства партитуры и основа симфонизации и слияния классического и характерного танца.
В балете "Времена года" (1899, пост. 1900, Эрмитажный, затем Мариинский театр, балетмейстер Петипа) Глазунов, сохраняя традиционную композицию каждой из 4-х частей (следующих без перерыва), создаЕт целостную симфоническую конструкцию всей партитуры. Так возникает хореографическая симфония, получившая развитие в европейской балетной музыке начала 20 в. Балеты Глазунова - самое значительное явление балетного симфонизма на рубеже 19-20 вв., соответствующее нормам театр, поэтики поздних балетов Петипа.
Подобно "высокому академизму" классического танца в спектаклях Петипа, возникшему в результате отбора и творческого синтеза разнообразных традиций хореографии 19 в., партитуры Глазунов, подытоживая завоевания муз. классики, сообщают им незыблемую устойчивость академической формы. Уступая "Спящей красавице" в драматизме и мастерстве психологические характеристики, "Раймонда" Глазунова - Петипа представляет собой законченный образец единого музыкально-танцевального стиля своей эпохи.
Симфоническая музыка Глинки неоднократно становилась материалом для хореографических интерпретаций. Сюита "Шопениана" (ор. 46, 1892) послужила основой для 1-й редакции одноименного балета М. М. Фокина (1907, Мариинский театр, Петербург). Другие балетные интерпретации: вступление и пляска Саломеи из музыки к драме "Саломея" О. Уайльда ("Пляска семи покрывал", 1908, Петербург, балетмейстер Фокин), симфоническая поэма "Стенька Разин"(для балетной постановки Глазунов дописал "Пляску дружины Разина" на тему народной песни "Вниз по матушке по Волге", 1915, Петроград, балетмейстер Фокин; 1918, Москва, балетмейстер А. А. Горский), 5-я симфония (1916, Москва, балетмейстер тот же). С 1899 профессор (с 1905 директор) Петербургской консерватории (в 1917-28 ее ректор).
|