Стравинский Игорь Федорович Годы жизни: 17.06.1882 - 06.04.1971 Композитор
Родился в семье певца Мариинского театра Ф. И. Стравинского. Музыкальное образование получил под руководством Н. А. Римского-Корсакова. С 1914 постоянно жил за рубежом, с 1939 в США. Творчество Стравинского открыло новые пути взаимодействия музыкальных и хореографических образов, гибкого и тонкого согласования музыки и танца, где "нитью Ариадны" стал энергичный, выразит, ритм.
Первый балет Стравинского - "Жар-птица" (1910, Париж, балетмейстер М. М. Фокин, Русские сезоны) создан в русле исканий художественного объединения "Мир искусства", возглавлявшегося организатором Русских сезонов С. П. Дягилевым. "Жар-птица" отразила ориентацию на экзотическое зрелище с претворением фольклорных образов в духе эстетики импрессионизма. Яркая красочность, живописность, утончЕнная пластика, присущие музыке балета, нашли совершенное воплощение в хореографии.
Вскоре Стравинский решительно порывает с прежними установками, ведя поиск в новом направлении. В балете "Петрушка" (1911, балетмейстер Фокин, Русский балет Дягилева, театр "Шатле", Париж) на фоне праздничной суеты ярмарочного гуляния развЕртывается драма одушевлЕнных кукол, имитирующая сложные переплетения человеческих страстей.
Стихия движения, рождащаяся в сочетаниях энергичных пластических ритмов, господствует в "Весне священной" (1913, балетмейтер В. Ф. Нижински, Русский балет Дягилева, парижская Опера). Партитура этого балета в значительной степени определила развитие музыки 20 в., открыв новые способы организации музыкального материала. При этом балет пронизан своеобразной плаcтикой, создаваемой резкими, неожиданными сменами острых, импульсивных ритмов.
В годы 1-й мировой войны Стравинский вновь резко сменил свою стилистическую ориентацию. По-прежнему весьма важной оставалась для него роль русского фольклорного начала, но в его трактовке наметились существенные сдвиги. Наиболее яркие сочинения, завершившие "русский период" творчества композитора, - пантомима с пением "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (завершено в 1916, пост. 1922, Париж, балетмейстер Б. Ф. Нижинская), "История солдата" (1918, Лозанна, режиссер Л. и Ж. Питоевы) и особенно хореографическая кантата "Свадебка" (1923, Париж, балетмейстер Нижинская).
Все они являются синтетическими представлениями, включающими хореографически организованное действие как один из компонентов спектакля. В основу развития всех этих сочинений положены короткие попевки, воспроизводящие мелодичность и интонационные обороты прибауток, обрядовых заклинаний. В них определяющую роль приобретает упругий акцентированный ритм, насыщенный неожиданными перебоями. Композитор отказывается от роскоши и насыщенности оркестровых красок ранних балетов, его стиль становится более строгим, аскетичным.
В балетной музыке Стравинского 20-30-х гг. утвердился новый, неоклассический стиль. Он отчЕтливо обозначился в балете "Пульчинелла" (1920 балетмейстер Л. Ф. Мясин, Русский балет Дягилева, парижская Опера), основанном на музыке Дж. Б. Перголези, представшей в современной обработке. Модернизированное воспроизведение классики проявилось также в двух близких по времени создания балетных партитурах: "Аполлон Мусагет" (1928, балетмейстер А. Р. Больм, Вашингтон; балетмейстер Дж. Баланчин, Русский балет Дягилева Театр Сары Бернар, Париж) и "Поцелуй феи" (1928, балетмейстер Нижинская, труппа Иды Рубинштейн, парижская Опера).
В "Аполлоне Мусагете" композитор ориентировался на стиль французских придворных представлений времЕн Людовика XIV, вместе с тем балет стал, по выражению Стравинского, "самым крупным шагом в направлении полифонического стиля длинных линий". В "Поцелуе феи" композитор избрал своей моделью музыку П. И. Чайковского, представив "современное прочтение" ряда его мелодий. Неоклассическое направление проявилось и в мелодраме "Персефона" (1934, Париж, режиссер и балетмейстер К. Йосс, труппа Иды Рубинштейн, Париж).
Однако его вершиной в музыке стал балет "Игра в карты" (1937, Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин). Этот балет не опирается на какаой-либо конкретный композиторский стиль прошлого - в нЕм слышны отголоски мелодий Чайковского, Л. Делиба, И. Штрауса, Дж. Россини. Пластика мелодичных линий, выраженная с присущей Стравинскому рельефностью, сочетается с остротой контрастов изысканной лирики и бурной энергии движения, отражающих перипетии аллегорической игры в карты. Балет нашЕл совершенную интерпретацию в хореографии Баланчина, неоднократно обращавшегося к музыке Стравинского, давшей балетмейстеру прочную основу для создания хореографических структур.
Созданные в 1938 "Балетные сцены" (1944, балетмейстер А. Долин, "Зигфелд тиэтр", Нью-Йорк) отмечены воздействием джаза и американской бытовой музыки. В русле неоклассицизма написан балет "Орфей" (1948, Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин, "Балле сосайетн". Нью-Йорк). Последний балет "Агон" ("Состязания", 1957, балетмейстер Баланчин, "Нью-Йорк сити балле") отражает стилистич. тенденции позднего периода (обращение к серийной технике композиции).
Музыка различных произведений Стравинского использована в балетах: "ПчЕлы" (на "Фантастического скерцо", Парижская Опера, балетмейстер Л. Статс), "Песнь соловья" (1920, балетмейстер Мясин, 1925, балетмейстер Баланчин, оба в труппе Русский балет Дягилева, Париж), "Балюстрада" (на муз. Концерта для скрипки с оркестром, 1941, балетм. Баланчин, "Орижиналь балле рюс", Нью-Йорк), "Цирковая полька" (1942, балетмейстер тот же, Нью-Йорк), "Концертные танцы" (1944, "Балле рюс де Монте-Карло", Нью-Йорк, балетмейстер Баланчин; под названием "Контрасты", 1971, ''группа "Хореографические миниатюры", Ленинградский балетмейстер В. Якобсон), "Каприччио" (N47, Милан, балетмейстер Мясин), "Клетка" (на муз. Концерта ре мажор для струнного оркестра, N51, "Нью-Йорк сити балле",. Дж. Роббинс), "Негритянский концерт" (на муз. Ebony con-certo, 1971, Ленинград, балетмейстер Якобсон); "Джаз-концерт" (на муз. Регтайма для 11 инструментов,), "Монумент Джезуальдо" (1960), "Движения" (на муз. "Движений" для фортепиано и группы инструментов, 1963), "Вариации" (1966), "Рубины" ("Каприччио") (2-я часть балета "Драгоценности", на муз. Каприччио для фортепиано с оркестром, 1967; парижская Опера, 1974); "Requiem Can-ticles" (1968), "Танго", "Ной и потоп", "Элегия", "Персефона", "Вариации для оркестра" (пять постановок - 1982, все балетмейстер Баланчин в "Нью-Йорк сити балле");"Концерт для фортепиано с оркестром" (часть балета "Аркада", 1963, балетмейстер Дж. Тарас, "Нью-Йорк сити балле"); "Русские миниатюры" ("Тройка", 1958; "Жар-птица", 1965; "МЕртвая царевна", 1971) и "Бродячий цирк" (на муз. частей из сюит для малого оркестра, 1971) - все балетмейстер Якобсон, труппа "Хореографические миниатюры"; "Конртный дуэт", "Симфония в 3 частях", "Скерцо в русском стиле", "Хоральные вариации по Баху", "Концерт для скрипки" (все 1972, "Нью-Йорк сити балле", балетмейстер Баланчин).
|