English Russia the Great
О ПРОЕКТЕ ГОСУДАРСТВО КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЯ И ПРИРОДА ЖЕМЧУЖИНЫ РОССИИ ТУРИЗМ ГОСТЕВАЯ КНИГА  
 Россия Великая Культура и искусство   Люди искусства   Композиторы
 :: Статьи
Алябьев А.А.
Бородин А.П.
Вертинский А.Н.
Визбор Ю.И.
Глазунов А.К.
Глинка М.И.
Глиэр Р.М.
Даргомыжский А.С.
Дунаевский И.О.
Дунаевский М.И.
Калинников В.С.
Крутой И.Я.
Лядов А.К.
Ляпунов С.М.
Матюшин М.В.
Метнер Н.К.
Мусоргский М.П.
Прокофьев С.С.
Рахманинов С.В.
Римский-Корсаков Н.А.
Рославец Н.А.
Рубинштейн А.Г.
Сайдашев С.З.
Саульский Ю.С.
Свиридов Г.В.
Скрябин А.Н.
Стравинский И.Ф.
Танеев С.И.
Таривердиев М.
Хачатурян А.И.
Чайковский П.И.
Черепнин Н.Н.
Шаинский В.Я.
Шостакович Д.Д.
Эшпай А.Я.
 :: Поиск
Искать в статьях
Искать в изображениях
Искать в текущем разделе
 :: История России
 :: Новости
 :: Конструктор сайтов
 :: Служба рассылки
 :: Игровой сервер
 :: Тесты


Новости
  • Участники министерского форума "Россия - Африка" приняли совместное заявление
  • Россия полностью обеспечила себя зерном на этот сезон
  • Россия готова к разумным компромиссам по Украине, заявил Путин
  • Россия работает с ХАМАС и Израилем над освобождением заложников, заявил МИД
  • Российская армия ведет дозачистку Селидово и Горняка в ДНР


  • Рославец Н.А. - Россия, Russia

    Николай <b>Рославец</b>"Я знаю, что творческий акт - это не какой-то мистический "транс",
    не "божественное наитие", а момент высшего напряжения
    человеческого интеллекта, стремящегося бессознательное"
    (подсознательное) перевести в форму сознания"


    Николай Андреевич Рославец (1880/81 - 1944), композитор. Создал оригинальную систему звуковой организации, родственную додекафонии. Автор первых в России атональных (смотри Атональность) сочинений (соната для скрипки и фортепьяно, 1913). Балет-пантомима "Хлопок" (1933), вокально-симфонические произведения, камерно-инструментальные ансамбли, хоры, романсы и др.

    Родился 24 декабря 1880 г. (5 января 1881) в местечке Душатине Черниговской губ. (ныне Брянской области), в крестьянской семье. В его роду было много умельцев-самоучек - музыкантов и скрипачей. Под влиянием одного из них мальчик полюбил скрипку и в семь лет играл на ней по слуху. В десятилетнем возрасте он уже зарабатывал на жизнь, нанимаясь служащим в мелкие канцелярии, но старался при этом пополнить свое музыкальное образование, не гнушаясь уроками у любителей. Его профессиональная подготовка началась в 1890-е годы в Курске, в Музыкальных классах Российского музыкального общества.

    Двадцати одного года оставил семью и службу и уехал в Москву. Там он в 1901 (или 1902) г. поступил в консерваторию и окончил ее в 1912 г. с Большой серебряной медалью.
    Рославец не только сразу вошел в русскую музыку как большой и серьезный художник, но проявил себя как авангардист из авангардистов в то время, когда революционные идеи композиторов "левой" ориентации еще только рождались в умах их создателей. Он начиная с 1913 г. уверенно заявил о себе как крупный и зрелый, глубоко мыслящий мастер с собственным стилем и оригинальной композиторской техникой.

    Интенсивная интеллектуальная работа с весны 1912 по весну 1913 г. дала свои плоды - одно за другим появлялись в 1910-е гг. его произведения: вокальный цикл "Грустные пейзажи" по П. Верлену (1913), Первый струнный квартет (1913), симфоническая поэма "В часы новолуния" (ок. 1913), "Ноктюрн" для арфы, гобоя, двух альтов и виолончели (1913), "Три..." и "Четыре сочинения для голоса и фортепиано" (1913-1914), Первая скрипичная (1913), Первая и Вторая фортепианные сонаты (1914, 1916) и множество других композиций, преимущественно в камерном жанре.

    Суть новаций Рославца заключалась в создании особой системы высотной организации музыки - двенадцатитоновой серийности. Примерно в одно и то же время разными путями к ее различным вариантам шли с одной стороны Е. Голышев, И. Стравинский, Н. Обухов, И. Вышнеградский в России, с другой стороны (и с некоторой задержкой во времени) - композиторы нововенской школы А. Веберн, А. Шенберг, А. Берг на Западе. Созданием новой композиторской техники они совершили переворот в музыкальном сознании.

    Обычное восприятие музыки с детства базируется на ощущении рельефа и фона (мелодии и аккомпанемента), создающих глубинную "перспективу" музыкального пространства, подобного живописному. Традиционная музыка XIX-XX веков нам так же привычна и понятна, как, например, живопись передвижников с ее прямой перспективой и реальными жизненными предметами и формами. В этом музыкальном пространстве, основанном на закономерностях тональности (мажорной или минорной), слух всегда имеет "точки опоры" - устои, к которым стремятся неустойчивые тоны. Сами того не подозревая, мы ассоциируем слуховое пространство с категориями силы тяжести или ее преодоления: мы говорим о "тяжелом состоянии" и "тяжелом звуке" (по-итальянски "баритон"), о звуках "высоких и низких", о "вспархивающих трелях", "подъеме мелодии", "парящем" или "летящем" мотиве и прочем. Так создаются предпосылки для "земной", "человеческой" образности в "реальном" музыкальном пространстве классической музыки.

    Серийная техника радикально меняет этот стереотип. Все двенадцать возможных или несколько избранных тонов (звуков) октавы, образующие "серию", становятся независимыми друг от друга, и слух внезапно оказывается в непривычной ситуации отсутствия традиционного соотношения мелодии и аккомпанемента, а главное - устойчивости и тяготений. Мы словно бы переходим в иное пространство, в состояние невесомости, лишенное привычных "земных" ориентиров.
    Подобное происходило и в "лучистых" композициях М. Ларионова, и в кубофутуристических картинах Д. Бурлюка, и на супрематических полотнах К. Малевича, где отсутствуют понятия "верха" и "низа" и привычные "земные" предметы. "Чистые формы" и абстракции - параллельные явления живописи и музыки, отражающие новое восприятие времени и пространства, соответствующее изменившейся картине мира в XX столетии.

    Современников поражало, что Рославец называл себя не "композитором", а "организатором звуков".
    Насколько хорошо была знакома широкой публике музыка Рославца в 1910-е гг., сегодня сказать трудно.
    Революцию Рославец встретил с радостью. В 1917-1918 гг. он - первый представитель Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в городе Ельце. В 1919-м - председатель правления Московского губернского управления Всерабис (Всероссийского объединения работников искусств). В 1921 - 1923 гг. профессор Рославец возглавлял Харьковский музыкальный институт и заведовал отделом художественного образования Наркомпроса УССР. В эти годы он одним из первых стал пропагандировать в России творчество "нововенцев" А. Веберна и А. Шенберга, созвучное его представлениям о "музыкальной красоте".

    В 1923-1930-х гг. Рославец - редактор Главреперткома, уполномоченный Главлита по Государственному музыкальному издательству, преподаватель Московского музыкального политехникума. Деятельность его тесно связана с АСМ (Ассоциацией современной музыки), целью которой было развитие новых направлений отечественной музыки; туда входили Н. Мясковский, Б. Асафьев, В. Щербачев, А. Александров, В. Беляев, В. Держановский, С. Фейнберг, Д. Шостакович и др. Рославец был близко знаком с В. Каменским, В. Маяковским, его перу принадлежит вокальный цикл на стихи петербургских эгофутуристов. Однако композитор, шедший собственной дорогой, не полностью вписывался в их круг. Место "председателя земного шара от секции музыки" в их ряду занял Артур Лурье.

    После революции Рославец еще продолжал писать музыку в русле найденного метода: это вокальный цикл "Пламенный крут" (1920), Третий квартет (1920), симфоническая поэма "Человек и море" по Ш. Бодлеру (1921), Пять прелюдий для фортепиано (1921 - 1922), симфоническая поэма "Конец света" по П. Лафаргу (1922), Пятая соната для фортепиано (1923), Вторая соната для виолончели и фортепиано (1924), Первый скрипичный концерт (1925) и множество других камерных сочинений.
    Конец 20-х гг. оказался для композитора переломным этапом. Со стороны деятелей РАПМа (Российской ассоциации пролетарских музыкантов) и Пролеткульта, ратовавших за примитив для масс, Рославец подвергался нападкам и обвинениям в "буржуазной идеологии". Он вынужден был писать покаянные письма в вышестоящие инстанции.

    Рославец уехал в Ташкент, где в 1931 - 1933 гг. работал музыкальным руководителем Радиоцентра, заведовал музыкальной частью и дирижировал постановками Узбекского музыкального театра. Написанный им первый узбекский балет-пантомима "Пахта" ("Хлопок") был поставлен в Ташкенте в 1933 г. Затем он вернулся в Москву и продолжил службу в различных госучреждениях. Сочиняемая им в это время музыка - профессионально написана, но лишена творческого полета.
    Умер он 23 августа 1944 г. и похоронен на Ваганьковском кладбище.
    С 70-х гг. XX в. началось возрождение музыки Н. Рославца. В 1993 г. в Москве появился исполнительский коллектив его имени - "Рославец-трио".


    История России
  • [1582] - Россия и Литва заключили Ям-Запольский договор, по которому Россия отказалась от своих завоеваний в Ливонии
  • [1774] - Турция и Россия подписали Кючук-Кайнарджийский мир, по которому Россия получила свободу плавания по Черному морю
  • [1583] - Россия и Швеция заключили Плюсское перемирие, завершившее Ливонскую войну (Россия потеряла выход в Балтийское море)
  • [1875] - в Петербурге Россия и Япония подписали договор, по которому Россия передавала Японии Курильские острова в обмен на отказ японцев от притязаний на Сахалин
  • [1724] - Россия и Турция в Константинополе заключили договор, по которому Россия сохраняла каспийское побережье, а Турция - Тифлис и Эривань


    Карта России
  • Rabid Zone of Russia
  • Экспрес кредиты, Игры, Видео и Фильмы. На сайте Kruvbas.Ru!
  • LiveMP3s
  • Russiainpictures.Ru. Россия, фото, традиции
  • Проект Россия: тоталитаризм и все полезное о свободе РФ


    Найдено в Словарях

    russia (Словарь англо-латинский )
    russia leather (Англо-Русский словарь под ред.Мюллера )
    russia noun (Англо-Русский словарь под ред.Мюллера )


  • Copyright © RIN 2001-. Российская информационная сеть Карта России Россия Russia Карта сайта *Обратная связь