Бородин Александр Порфирьевич Годы жизни: 12.11.1833 - 27.02.1887 Композитор Бородин Александр Порфирьевич композитор, учЕный-химик. Окончил Медикохирургич. академию (1856) в Петербурге. Участник объединения композиторов "Могучая кучка". Автор симфоний, квартетов, романсов, инструментальных произведений.
Для музыкального стиля Бородина характерны эпическое ("богатырское") начало, сочетающееся с тонкой лирикой, своеобразное претворение элементов русского и восточного музыкального фольклора. Одним из классических образцов русской музыки "ориентализма", продолживших традиции М. И. Глинки, стала танцевальная хоровая сцена "Половецкие пляски" из единств, оперы Бородина "Князь Игорь" (пост. 1890, Мариинский театр, балетмейстер Л. И. Иванов).
Отличаясь яркой красочностью звуковой палитры, особой ритмической импульсивностью и динамизмом контрастных сопоставлений разнохарактерного музыкального материала, она многократно служила основой самостоятельного хореографического воплощения. На музыку Бородина балетмейстер Л. Ф. Мясин поставил балет "Богатыри" (1938, "Балле рюс де Монте-Карло"). "Богатство характеров, личностей, элементов народно-русского и восточного (половецкого), сменяющиеся трагедия и комедия, страсть, любовь и юмор, глубокая характеристика, картины природы делают оперу Бородина (воспроизводящую на театре характернейшие сцены "Слова о полку Игоревом") монументальным явлением русской музыки, родственным по силе и оригинальности с ""усланом" Глинки в одних отношениях, с "Борисом Годуновым" Мусоргского - в других, оригинальным, новым и поразительным - повсюду." Так в 1883 году писал об опере А. П. Бородина "Князь Игорь" В. В. Стасов в статье "Наша музыка за последние 25 лет". В этих словах - верная оценка оперы и справедливое определение ее значения для русской музыки.
На близость "направления" музыки "Князя Игоря" к "Руслану и Людмиле" Глинки указывал и сам Бородин, посвятивший свою оперу памяти великого русского композитора. В наши дни опера Бородина с неизменным успехом идет в советских музыкальных театрах и за рубежом. Новую редакцию "Князя Игоря" на основе тщательного изучения материалов из архива Бородина в начале 1970-х годов создали кандидат искусствоведения Е. М. Левашов и профессор Московской государственной консерватории Ю. А. Фортунатов. В этом виде опера Бородина прошла в нескольких оперных театрах Советского Союза и ГДР. "Подобно Глинке, Бородин есть эпик в самом широком значении слова и вместе "национален" в такой мере и могучести, как самые высокие композиторы русской школы" - справедливо оценил В. В. Стасов творчество Бородина.
|