Исаак Осипович Дунаевский - уникальная личность в истории культуры России. Его называли "классиком советской песни". Это был композитор, имя которого еще при жизни стало легендарным. О такой широчайшей популярности, можно сказать, всенародной любви, которую он познал, можно только мечтать. Лучезарные, жизнерадостные, оптимистичные мелодии Дунаевского по-прежнему любимы. Песни Дунаевского вам споют в любом доме. Они пришли с эстрады и с киноэкрана в быт. И сегодня их исполняют в домашнем кругу, во время застолья. Иногда даже не зная имени автора, а считая их народными. Одна из таких песен - "Ой, цветет калина".
Дунаевский умел делать шлягеры буквально из ничего. Из воздуха - почти как куртку на гагачьем пуху, в каких альпинисты покоряют вершины. Однако главная иллюзия, которую мастерски создавал своей киномузыкой, песнями, маршами, галопами и вальсами Исаак Осипович Дунаевский, состоит в другом. Он сумел решить практически непосильную социальную задачку с двумя неизвестными в условии и одним известным в ответе.
Исаак Дунаевский родился 18(30) января 1900 г. в городе Лохвица (на Украине) в семье служащего. Первоначальное музыкальное образование получил в Лохвице. В 1910 г. поступил в Харьковскую консерваторию (в те годы - музыкальное училище), где занимался у И. Ахрона (скрипка) и С. Богатырева (композиция). Одновременно он учился в гимназии, затем на юридическом факультете университета.
В 1919 г. И. Дунаевский окончил Харьковскую консерваторию, работал скрипачом в оркестре, концертмейстером. В 1920 г. был принят на работу в Харьковский русский драматический театр (заведующий музыкальной частью, композитор, дирижер).
В 1924 г. И. Дунаевский переехал в Москву. В 1924-1926 гг. он руководил музыкальной частью театра "Эрмитаж", театра МГСПС, Драматического театра (бывший Корша), а затем - заведовал музыкальной частью Театра сатиры, где создал свои первые оперетты "Женихи" и "Ножи".
В 1929 г. он переселился в Ленинград, где работал музыкальным руководителем и главным дирижером эстрадного театра "Мюзик-холл", для которого в сотрудничестве с Леонидом Утесовым создал несколько эстрадных программ, выступив новатором в области легкой музыки.
Расцвет творчества Исаака Дунаевского пришелся на эпоху сталинизма: 30-е, 40-е, 50-е годы. Документальные ленты того времени отразили мрачные политические процессы, "охоту за врагами народа". Жертвами репрессий стали миллионы людей. Но это было и время бурного строительства, редкого энтузиазма народа, живущего надеждой на счастливое будущее. В 30-е годы наша страна, не так давно пережившая бури революции и гражданской войны, стала строить новые города, заводы, электростанции. Открывались кинотеатры, танцплощадки. Говорят, никогда так много не пели и не танцевали, как у нас в 30-е годы ("Марш веселых ребят", "Песня о Каховке", "Спортивный марш", "Песня о Родине", "Песня о веселом ветре" и др.). Это тоже реальность, воплощением которой стала музыка Исаака Дунаевского.
С 1937 г. И. Дунаевский - руководитель ансамбля песни и пляски Ленинградского Дворца пионеров, одновременно (с 1938 г.) руководил аналогичным ансамблем Центрального Дома культуры железнодорожников в Москве.
В 40-х годах Исаак Дунаевский влюбился в 19-летнюю танцовщицу ансамбля имени Александрова Зою Пашкову, которую увидел на концерте. За кулисы он послал записку с объяснением в любви с первого взгляда. Девушка ответила взаимностью. Затем она стала танцевать в руководимом Дунаевским ансамбле железнодорожников. В гражданском браке у влюбленных появился ребенок, которого назвали Максимом.
С 1943 г. и до конца жизни И. О. Дунаевский жил в Москве. С 1933 г. Дунаевский начал писать музыку и песни к кинофильмам ("Веселые ребята" (1934), "Три товарища" (1935), "Вратарь" (1936), "Цирк" (1936), "Дети капитана Гранта" (1936), "Волга-Волга" (1938), "Весна" (1947) и др.).
Большую популярность обрели песни из кинофильма "Дети капитана Гранта" (русская экранизация Жюля Верна). Всем хорошо знакома шуточная песенка об отважном капитане, который выстоял во всех бурях и штормах, а сразить его смогла только любовь. Даже Увертюра из музыки к фильму "Дети капитана Гранта" обрела самостоятельную жизнь и исполняется в концертных программах русских оркестров. Публика ее обожает.
В годы Великой Отечественной войны во главе ансамбля песни и пляски железнодорожников Дунаевский совершал концертные поездки по стране, выступая в воинских частях, госпиталях, на оборонных заводах, в клубах и концертных залах.
Дунаевский - один из создателей советской оперетты, автор 12 произведений в этом жанре. Среди его работ -"Женихи" (1927), "Золотая долина" (1938), "Вольный ветер" (1947), "Сын клоуна" (1950), "Белая акация" (1955). Он также автор 4 балетов и музыки к драматическим спектаклям. Ему дважды (в 1941 и 1951 гг.) присуждали Сталинскую премию, он был награжден орденами и медалями.
Исаак Дунаевский прожил не так долго - 55 лет, но оставил нам истинные музыкальные жемчужины". Он скончался в Москве 25 июля 1955 года. |