Гликерия Николаевна Федотова Годы жизни: 1846 г. - 1925 г. актриса
Одной из крупнейших актрис Малого театра была Гликерия Николаевна Федотова. Ученица И. В. Самарина, она очень скоро обращает на себя внимание Щепкина, и он постоянно заботится о ее образовании и таланте. Многие из советов великого актера-реалиста Федотова помнила всю свою жизнь.
Актриса родилась в 1846 году в г. Орле. Родители ее умерли, когда она была совсем маленькой. Девочку удочерила помещица Познякова. Под этой фамилией актриса выступала на сцене до выхода замуж (в 1863 году) за актера, драматурга и режиссера Малого театра А. Ф. Федотова. В Московском театральном училище Федотова обучалась в балетном классе. Вскоре ее начинают занимать на выходах, в дивертисментах. Но балет не увлек ее. В возрасте 13 лет она переходит в драматический класс.
Первое выступление в большой роли состоялось в январе 1862 года: Федотова играла роль Верочки в драме П. Д. Боборыкина "Ребенок". Спектакль шел с большим успехом, вызовам не было конца. Зрители восхищались игрой юной, необыкновенно обаятельной, стройной девушки с огромными черными глазами. Тонкий знаток театра А.И. Урусов, тогда еще студент, восторженно отзывался в "Библиотеке для чтения" о неподдельном чувстве, искренности и теплоте игры юной дебютантки. Вскоре после дебюта М.С. Щепкин взял Федотову к себе в дом и до замужества она не выходила из-под опеки знаменитого актера. В том же 1862 году Федотову зачисляют в труппу Малого театра.
Юную актрису отличает необыкновенная трудоспособность, полная отдача в работе над ролью. К концу 60-х годов она становится ведущей актрисой театра; играет очень много, в самых разных пьесах, и современных и классических. В 1870 году наступает перерыв в ее сценической деятельности. Тяжелая болезнь, усиленная семейной драмой, едва не погубила Федотову, почти на два года оторвала ее от сцены. В 1872 году она возвращается в театр. Талант актрисы крепнет, развертывается во всю силу.
Образы, созданные Федотовой, отличаются неповторимым своеобразием и совершенством отделки. Постепенно преодолеваются некоторые черты мелодраматической патетики, проявлявшиеся в первые годы пребывания в театре. Все больше и больше актрису привлекает серьезный репертуар, классическая драматургия. Много творческих удач приносят ей произведения Островского. Всего она сыграла 29 ролей в его пьесах. Роли Снегурочки и Василисы Мелентьевой драматург предназначал специально для нее.
В течение 35 лет играла Федотова роль Катерины в "Грозе". Впервые она выступила в этой роли в 1863 году. Ее Катерина была натурой страстной, порой доходящей до порывистой экзальтации. Актриса выделяла мечтательность и религиозность в ее характере, передавала мучительную внутреннюю борьбу между чувством к Борису и сознанием греховности своей любви. Это душевное страдание и приводило ее к раскаянию, а затем к гибели. Самым сильным моментом спектакля была сцена покаяния Катерины. Федотова создавала живой, достоверный образ. Ее Катерина была реальной русской женщиной.
Актриса уделяла большое внимание манере поведения, жестам, мелодике речи, различным бытовым деталям. Е. Д. Турчанинова вспоминала о Федотовой - Катерине: "Ее походка, сдержанные жесты, поклоны, знание своеобразного старорусского этикета, манера держать себя на людях, говорить со старшими, одеваться, носить платок и т. д. - все это сразу переносило в далекое, далекое прошлое и воскрешало картины жестокого, старого русского быта". Раскрывая душевную трагедию Катерины, актриса вызывала не столько чувство протеста против "темного царства", сколько чувство жалости, сострадания к своей героине. В этом сказалась, несмотря на мастерство исполнения, некоторая идейная ограниченность трактовки образа.
Долгие годы оставалась в репертуаре Федотовой роль Василисы Мелентьевой в одноименной пьесе Островского, впервые сыгранная в 1868 году. В работе над ролью принимал участие сам автор, помогая вжиться в образ героини. Федотова изображала страстную, волевую женщину. В ней не было ничего зловещего, мелодраматически устрашающего; она была смела до дерзости, хитра и тщеславна. С большим мастерством и вдохновением Федотова создавала яркий, живой, убедительный образ.
С огромной драматической силой сыграла актриса роль Кручининой в пьесе Островского "Без вины виноватые". Полностью раскрыть сложность и глубину этой роли ей не удалось; в ее исполнении сказывались мелодраматические черты, несколько упрощавшие образ, созданный драматургом. По зрители были захвачены глубиной переживания, горечью страданий героини. Публика плакала, глядя на Кручинипу - Федотову в первой картине, когда перед ней открывается жестокая правда: она узнает об измене любимого. "Не было зрителя, - вспоминает один из очевидцев спектакля, - который бы не плакал и в течение всего акта вслед за артисткой не испытывал все нарастающую тревогу, словно какой-то ток душевного трепета протягивался между сценой и зрителем и все взвинчивал и взвинчивал чувство зрителя последовательными беспокойными нервными толчками, а завершительное восклицание артистки: "Ну, теперь вы совсем свободны!" - приобретало потрясающую силу. И какими разнообразными чувствами была насыщена эта фраза в устах артистки: и отчая здесь в общий клубок и, словно молнией, освещало тот душевный ад, который в эту минуту должен был гореть в несчастной матери и брошенной любовнице".
В пьесах Островского Федотова играла не только образы драматического плана. С блеском, остротой, виртуозностью художника, сыграла Лидию Чебоксарову, а затем ее матери в "Бешеных деньгах", роль Мурзавецкой в "Волках и овцах". Именно игре Федотовой в роли Лидии Чебоксаровой (1870) спектакль "Бешеные деньги" был обязан необычайным успехом. Актриса верно поняла замысел автора и предельно точно раскрыла внутреннюю суть блестящей светской женщины, для которой роскошь и богатство оказываются сильнее морали. Ее героиня сознавала силу и власть своей красоты и расчетливо использовала ее. Федотова - Лидия появлялась, одетая в модный костюм, в белокуром парике, в пенсне. С аристократическим пренебрежением обращалась она со своими поклонниками. От всей ее манеры держаться веяло самоуверенностью, эгоизмом, привычкой к жизни праздной, не обремененной заботами. Сатирически заостренно исполняла Федотова роль алчной, лицемерной ханжи Мурзавецкой в спектакле 1893 года (он был возобновлен па сцене Малого театра после длительного перерыва). Богатство, разносторонность таланта Федотовой, высочайшая техника игры и обаяние искреннего, неподдельного чувства сделали ее одной из самых замечательных исполнительниц шекспировских образов. Она с огромным успехом выступала и в комедиях, и в трагедиях Шекспира: Катерина ("Укрощение строптивой"), Беатриче ("Много шуму из ничего"), леди Макбет ("Макбет"), Волумния ("Кориолан").
С удивительной легкостью, с искрящимся молодым задором играла Федотова Беатриче в комедии "Много шуму из ничего". Она виртуозно передавала кокетливую колкость, задор, остроумие своей героини, сложную гамму переживаний Беатриче, когда та старается за дерзостями Бенедикту скрыть зарождающуюся любовь к нему.
Мрачной, трагической силой был проникнут образ леди Макбет в более поздний период творчества Федотовой. Современники писали о зловещих, демонических чертах созданного ею характера. Наряду с этим Федотова давала глубокий психологический анализ сложнейшего шекспировского образа. Актриса великолепно передавала внезапное смятение леди Макбет после совершенного преступления. В. И. Немирович-Данченко писал о том, как Федотова "с криком, искренне вырвавшимся из груди, падала в обморок" и "как бы инстинктивно схватывала мужа за руку, словно желая показать этим движением, что она уже сознала весь ужас своей честолюбивой мечты".
А. В. Луначарский писал о шекспировском репертуаре актрисы: "Федотова была настоящей артисткой для изображения центральных женских фигур Шекспира, и именно фигур, полных сил, активности, либо радостей жизни, либо до злодейства наступательной энергии... Она была менее склонна к изображению натур пассивных, жертвенных".Федотова вела большую педагогическую работу и не прекращала ее даже после ухода из театра (1905).
Актриса оказывала постоянную поддержку А.П. Ленскому, а также К.С. Станиславскому в период его деятельности в Обществе искусства и литературы. Константин Сергеевич считал прославленную актрису Малого театра своей наставницей. Великий режиссер-новатор писал о ней: "Г.Н. Федотова была, прежде всего, огромный талант, сама артистичность, превосходная истолковательница духовной сущности пьес, создательница внутреннего склада и рисунка своих ролей. Она была мастером художественной формы воплощения и блестящим виртуозом в области актерской техники". В 1924 году Г.Н. Федотовой было присвоено звание Народной артистки республики. |