Ирина Петровна Мирошниченко Народная артистка России Ведущая актриса одного из старейших и легендарных театров России - МХАТа имени А.П. Чехова.
Родилась 24 июля в городе Барнауле Алтайского края. Ученица корифеев театра имени А.П. Чехова, с первых дней своей творческой жизни во МХАТе, продолжает традиции этой школы. Знаменита она исполнением главных ролей в пьесах А. Чехова, О. Уайльда, М. Булгакова, Т. Уильямса, Л. Зорина, М. Рощина и др. Ирина Мирошниченко давно радует зрителей своими киноработами, многие из которых получили международное признание и заслужили награды на различных кинофестивалях. Фильмы с ее участием демонстрировались во многих странах и городах мира. Некоторые из них стали классикой российского кинематографа.
Ирина Петровна - коренная москвичка, но родилась в эвакуации, в Барнауле. В детстве она мечтала научиться играть на арфе, но разместить подобный инструмент в их крохотной квартирке было невозможно, и 6-летняя Ирина, отданная родителями в училище имени Гнесиных, осваивала в течение года игру на скрипке и начала учить французский язык.
Мать Ирины Петровны училась актерской профессии у А.Я. Таирова. Но после ареста ее первого мужа (и отца брата Ирины) ее карьера, не успев даже начаться, оказалась насильственно прерванной навсегда. Своей нереализованной страстью к актерству мать, как смогла, поделилась с дочерью. Позже, в одном из интервью, Ирина Петровна вспоминала: "Похоже, все свое желание быть актрисой, "звездой", посвятить себя театру мама передала мне. И достаточно сурово по сей день требует от меня успехов. И безумно критически относится ко всему, что я делаю".
Отец Ирины Петровны (второй муж ее матери) был административным работником. Вероятно, поэтому актриса потом обнаружила в себе самой недюжинную административную, организаторскую жилку. Не случайно она много лет занималась профсоюзной работой как член женсовета МХАТа, была членом правления ЦДРИ, членом правления общества "СССР - Канада", а в 1992 году в течение трех месяцев даже работала заместителем министра культуры в правительстве Москвы.
В 1961 году Ирина Мирошниченко поступила в Школу-студию при МХАТ. Съемки студентов в кино руководством и мастерами Школы-студии не поощрялись - тем желаннее для студентов делалась даже самая маленькая роль в фильме. Такую роль в картине Георгия Данелия "Я шагаю по Москве" (1963) Ирина Петровна получила совершенно случайно, не приложив к этому никаких усилий. Московская девушка Катя, сестра главного героя Кольки (в исполнении Никиты Михалкова), появилась только в одном эпизоде картины, но запомнилась зрителю своей удивительной естественностью. В этом не было ничего удивительного: Мирошниченко фактически сыграла саму себя. Ее Катя словно бы напоминала о теплой и дружелюбной атмосфере послевоенных московских двориков, в которой Ирина Петровна выросла и которую запомнила на всю жизнь.
Школу-студию Мирошниченко окончила в 1965 году, сыграв Марию Александровну в дипломном спектакле "Дядюшкин сон". И сразу была принята во МХАТ (с 1989 года - МХАТ имени А.П. Чехова). За короткое время она сыграла учительницу Белобородову в спектакле "Тяжкое обвинение" (постановка Б. Ливанова, 1966), Зину в пьесе "Будни и праздники" (постановка А. Галича, И. Грекова, 1967), фею в "Синей птице" (1968), Роксану в "Сирано де Бержераке" (постановка на ТВ), где Ирине Петровне пригодилось знание французского языка (она читала Мольера в оригинале). А предложение Народного артиста СССР И.М. Раевского сыграть в родном театре старшую сестру Ольгу в "Трех сестрах" А.П. Чехова застало актрису врасплох: Мирошниченко испугалась, хватит ли ей опыта и мастерства. Но она все-таки рискнула, и сыгранная роль показала, что молодая актриса обладает не только блестящей внешностью, но и незаурядным талантом, что было отмечено художественным советом корифеев МХАТа. Очень скоро она поехала на первые в жизни гастроли с театром - в Японию.
Позже были Маша в "Чайке" (постановка Б.Н. Ливанова), Инга в "Первом дне свободы", Лина Калиненко в "Единственном свидетеле", миссис Чивли в "Идеальном муже". В спектакле "Валентин и Валентина" М. Рощина (роль Жени), где ее маму играла великая А. Тарасова, и позже спектакль "Соло для часов с боем" О. Заградника Ирина Мирошниченко играла со знаменитыми мхатовскими "стариками". Практически во всех постановках она играла со всеми великими артистами театра, училась у них величайшему уважению к профессии актера, постигала секреты их мастерства. Один из примеров - незабываемая Ольга Николаевна Андровская, которая играла "Соло для часов с боем", превозмогая тяжелую болезнь. Играла самозабвенно, наотмашь, танцевала по роли, и никто из зрителей не понимал, чего это ей стоило. Алла Константиновна Тарасова за неделю до смерти играла свой последний спектакль "Валентин и Валентина". Играла молодо и темпераментно. И перед выходом на сцену делилась с Ириной своими мыслями о будущем театра.
Таким образом, Ирина Мирошниченко прошла восхитительную школу МХАТа, не только через учебу в институте, а через конкретное, постоянное общение в репетициях и на сцене с великими мхатовскими режиссерами и актерами.
Всего в театральной карьере Ирины Мирошниченко насчитывается несколько десятков ролей. Это Ася во "Вдовце" (А. Штейн, 1968), Маша в "Чайке" А. Чехова (1968), Инга в "Первом дне свободы" Л. Кручковского (1969), Колиненко в "Единственном свидетеле" А. и П. Туров (1970), миссис Чивли в "Идеальном муже О. Уайльда (1971), Женя в спектакле "Валентин и Валентина" (1971) и Клава Полуорлова в спектакле "Старый Новый год" (1973) М. Рощина, Даша в "Соло для часов с боем" О. Заградника (1973), Пушкина в "Последних днях" М. Булгакова (1974), Спиридонова в "Шестом июля" М. Шатрова (1977), Карамзина в "Медной бабушке" Л. Зорина (1975), Ива в "Эшелоне" М. Рощина (1975), Любовь Крохина в "Уходя, оглянись!" Э. Володарского (1976), Маша в "Трех сестрах" (1976), Анна Петровна в "Иванове" (1977) и Татьяна Алексеевна в "Чеховских страницах" (1977) А. Чехова, Раевская в "Обратной связи" А. Гельмана (1977), Фикельмон в "Медной бабушке" Л. Зорина (1977), Серафина делла Роза в "Татуированной розе" Т. Уильямса (1982), Анна в "Украденном счастье" И. Франко (1982), Аркадина в "Чайке" А. Чехова (1984), актриса в "Перламутровой Зинаиде" М. Рощина (1987), Катя в "Серебряной свадьбе" (1988), Елена Андреевна в "Дяде Ване" А. Чехова (1988), Эстер в "Эквусе" П. Шиффера (1988), Лидия Павловна в "Варварах" А. Чехова (1989), Катя в "Московском хоре" Л. Петрушевской (1990), Раневская в "Вишневом саде" А. Чехова (1991), Катя в "Мишином юбилее" А. Гельмана (2000) и снова Аркадина в новой редакции с новым составом в рожденном заново спектакле "Чайка". Аркадину по-прежнему играет Ирина Мирошниченко, и, по мнению специалистов, публики, прессы и критиков, играет ее великолепно. Как пишет Е. Ямпольская: "...можно смело сказать, что роль эта подходит к ней как лайковая перчатка к изящной кисти".
Кино поначалу не занимало большого места в жизни Ирины Петровны, но эта ситуация постепенно менялась. Первой большой ролью актрисы стала разведчица Галина Ортынская в фильме Антона Тимошинина "Их знали только в лицо" (1966). Фактура, обстоятельства, сюжет - все это было для Ирины Петровны новым, неожиданным опытом. Ее игра не осталась не замеченной критикой, поскольку за плечами актрисы была уже прекрасная театральная школа. (Кстати сказать, "шпионская" тема снова всплыла в творчестве Мирошниченко уже через два года, когда актриса снялась в "Ошибке резидента" Вениамина Дормана. После этого в 1971 году Ирина Петровна сыграла разведчицу в фильме Леонида Квинихидзе "Миссия в Кабуле". А в "Агенте секретной службы", снятом в 1975 году Ионом Скутельником, она исполнила роль иностранной шпионки.)
Гораздо важнее оказалась для Мирошниченко встреча с Андреем Арсеньевичем Тарковским. В "Андрее Рублеве" (1966) актриса исполнила почти незаметную, но очень значимую в сложной структуре фильма роль Марии Магдалины. Те, кто уже наблюдал за карьерой Ирины Петровны, удивлялись не только тому, что в этом фильме актриса очень точно следует режиссерскому заданию, но и тому, что у нее... совершенно библейский тип лица. Дело тут, разумеется, было не в каком-то внешнем, случайном сходстве, а в том, что за этим скрывалось. Актриса сумела заставить и себя, и зрителя забыть о лице героини, обратить внимание на переживаемое Марией единственное, но всеобъемлющее чувство отчаяния, предощущения всемирной катастрофы. А когда актерская самоотдача достигает такой степени, становится совершенно неважным, какое лицо у актрисы - оно будет отражать именно то, что происходит в душе героини, и будет уместным для любого персонажа.
Этот опыт потом пригодился Ирине Петровне в работе над ролью крестьянки Веры Куркиной (фильм Николая Губенко "Пришел солдат с фронта", 1971). Многим кинематографистам казалось, что режиссер ошибся: разве может быть у крестьянки столь изысканная внешность, как у Ирины Мирошниченко?! Но режиссер настоял на своем и оказался прав. Киногруппа во время съемок жила в Великих Луках, и Ирина Петровна подолгу разговаривала с женщинами, пережившими войну, пыталась понять, что придавало им силы в те тяжелые годы, что позволило выстоять. Искренность и простота, с которой они рассказывали ей о своих судьбах, помогли найти актрисе верный ключ к роли. Он заключался в духовном богатстве, поэтичности внутреннего мира русских крестьянок. И, хотя Ирина Петровна стремилась в роли Веры Куркиной быть точной даже в мелочах, она оказалась прежде всего убедительной в глубинной сути сыгранного ею характера. Вопрос о "неподходящем" лице отпал сам собою, как только фильм появился на экранах. Было отмечено, что Вера Куркина напоминает героинь живописных полотен Петрова-Водкина - с их "истовыми чертами богородиц, тем же напряженным внутренним светом". А также - что "поэтичность - не актерский прием, это суть самого характера актрисы".
Впрочем, Мирошниченко доказала, что может сломать стереотипы оценки актера только по его внешности, годом ранее - в фильме Андрея Сергеевича Кончаловского "Дядя Ваня" (1970). Выбор Кончаловским актрисы на роль Елены Андреевны Серебряковой был воспринят его коллегами неодобрительно (а то и вовсе враждебно). Но режиссер, отвечая на вопрос журналистов о мотиве своего решения, ответил просто и емко: "Мирошниченко не выглядит смешно за роялем". Таким образом, были впервые оценены аристократизм актрисы, ее сдержанность, тонкость в передаче самых сложных чувств, наконец, ее интеллект.
Многие актрисы не любят, когда им присваивают эпитет "интеллектуальная", но Мирошниченко - не из их числа. Напротив, она этим гордится. Она обожает классическую музыку, живопись и литературу. Она любит творчество Гайдна, Шопена, Чехова, Фолкнера, Хемингуэя, прекрасно разбирается в картинах фламандских живописцев. Она тонко чувствует стиль, любит и умеет создавать вокруг себя атмосферу красоты и элегантности. Для понимания внутреннего мира актрисы многое дают имена любимых ею киноактеров: это Любовь Орлова, которая является для Ирины эталоном универсальности в актерской профессии, Иннокентий Смоктуновский, Ванесса Редгрейв, Мариэл Стрип, Ален Делон и Роберт де Ниро. Нетрудно заметить, что эти артисты как бы делятся на обладателей интеллекта и блестящей внешности. Сама же Мирошниченко счастливо соединяет в себе и то, и другое, поэтому не боится предстать на экране некрасивой или смешной.
Вот и в "Дяде Ване" Елена Андреевна, которую в предыдущих постановках никогда не выводили как значительную героиню пьесы, в трактовке Мирошниченко и Кончаловского оказалась незаурядной фигурой. Критик Елена Стишова писала: "...Мирошниченко заставила верить в такую Елену Сергеевну и вывела ее в центр драмы. Примерно то же актриса делает с образом Маши Шамраевой в ливановской постановке "Чайки" на сцене Художественного театра.
В этой элегантной Маше, столь аристократичной в своем неизменном трауре, с неизменной табакеркой и страстью к рюмочке, - в этой очаровательной Маше нет ни ущерба, ни приземленности, которая обычно проступала в сравнении с Ниной Заречной, прекрасной, одухотворенной. Маша, сыгранная Мирошниченко, - трагически несостоявшаяся личность, натура значительная, одаренная не только талантом любви и сострадания.
...В постоянной смене ликов - от лучезарно-равнодушного светской дамы, привычно сознающей свою неотразимость, до заплаканного лица растерянной и страдающей женщины, в редкий миг "неигры" сознающей свою безысходность, - и состоит вся жизнь Елены Андреевны, почти утерявшей способность чувствовать. В постоянных превращениях, в игре растворилась личность".
Пожалуй, Кончаловский первым из режиссеров увидел и открыл в театральной актрисе Мирошниченко прекрасную киноактрису. Да она и сама к тому времени начала ощущать, что не может ограничиться в творчестве только театром. Момент своего "рождения" в качестве киноактрисы она описала так: "Во время съемок "Дяди Вани" репетировали мы любовную сцену с Астровым. Стали снимать. И вот снова, в который раз, после поцелуев с Астровым я отстраняюсь от него и плечом чувствую: Войницкий! И вдруг я невольно засмеялась от полной глупости ситуации, потом испугалась, проговорила текст и выбежала из комнаты. А Бондарчук после съемки заметил: "Вот! Это актерское. Само родилось. То, чего ни один режиссер не подскажет". Кстати, именно этот дубль и вошел в картину.
Если Елена Андреевна была персонажем, утратившим сильные чувства, то Надю в фильме "Николай Бауман" (1967) и революционерку Марию в фильме Витаутаса Жалакявичуса ("Это сладкое слово - свобода!" -1973) Мирошниченко показала открытыми, страстными натурами. Эти женщины - отнюдь не рабыни идеи: они живут с искренней надеждой на то, что мир изменится к лучшему.
Тяга к расширению, обогащению актерской палитры особенно сказалась в ролях, сыгранных Ириной Петровной в середине и в конце 1970-х: будь то Нина Щеголева в фильме "Здесь наш дом" (1973) или Симона в телефильме "Авария" (1974), Гордана в "Единственной дороге" (1975), или Ирина Кротова в "Страхе высоты" (1976). Можно назвать также Инну Владимировну в фильме "...И другие официальные лица" (1976), Наталью Латышеву в "Однокашниках" (1978), Сервиназ в "Любовь моя, печаль моя" (1978), Нихаль в "Чудаке" (1979). Показательно, что Ирина Петровна часто (и успешно) играла героинь-иностранок, поскольку стилем, динамичной манерой своего поведения явно опережала многих своих современниц. Она много времени уделяла не только театру и кино, но и общественной работе, научилась водить автомобиль, а главное - вела себя подчеркнуто независимо, соперничая в этом с мужчинами.
Даже матерей в фильмах 1980-х годов она играла молодыми, чуткими, а не зашоренными, с устаревшими представлениями о жизни. Такова Людмила Сергеевна, мать "современной Джульетты", главной героини фильма "Вам и не снилось" (1980). Она сочувствует юным влюбленным и пытается им помочь в меру своих сил. А вот преуспевающая журналистка Виктория Павловна в картине "Признать виновным" (1983) - совершенно иной человек. Она обожает своего сыночка и вполне профессионально решает его немаленькие проблемы, но в слепоте своих чувств не замечает, как он "созревает" для преступления.
Одной из наиболее значительных ролей, сыгранных Мирошниченко в это десятилетие, стала еще одна журналистка - в фильме Тимура Золоева "Жалоба" (1986). Героиня - пациентка больницы, не верящая в свое излечение от тяжелой болезни. Только усилиями заботливого и чуткого врача журналистка обретает веру в выздоровление, постепенно меняясь как личность. Мирошниченко детально, демонстрируя филигранную актерскую технику, показывает все стадии, все нюансы этой перемены в своей героине, которая знает о жизни почти все и потому ни во что не верит до своей болезни и встречи с врачом.
Сама Ирина Петровна и в жизни, и на экране неоднократно помогала другим людям. Она несколько раз играла и врачей - например, в фильме "Неудобный человек" (1985). И... всегда мечтала сыграть в мюзикле. Эта мечта пока не осуществилась, но в комедии Леонида Нечаева "Рыжий, честный, влюбленный" (1984) Мирошниченко исполнила роль Алисы, учительницы "хитрологии", и чуть-чуть запела.
Часто снимаясь в кино, актриса не оставляла и театр. Ее несомненной удачей стали роли в двух спектаклях Романа Виктюка - "Украденное счастье" и "Татуированная роза". Этот же режиссер поставил для нее бенефис, в котором она удивила зрителей уже как певица. С первой песни "Ах как жаль" Ирина Мирошниченко сотрудничает лишь с одним автором. Это поэт и композитор Андрей Никольский. Его удивительная музыкальность, неповторимая стилистика, глубина чувств, сентиментальность оказались сродни ее душе и таланту. В творческом союзе с Андреем Ирина выпустила несколько компакт-дисков, музыкальных альбомов, пластинок, подготовила сольный концерт к 850-летию Москвы "Коренная москвичка", не раз показанный по телевидению и изданный на видеокассете. С этой программой как певица Ирина Мирошниченко объездила много городов России, выступала перед многотысячной аудиторией в Нью-Йорке и обрела своего нового зрителя, который узнал и открыл ее для себя уже не только по фильмам и спектаклям, но и по песням.
В 1988 году И.П. Мирошниченко было присвоено звание Народной артистки РСФСР - за достижения в области театра и кино. Она является членом Союза кинематографистов СССР (1973), членом Союза театральных деятелей РФ (1967), членом Гильдии актеров кино России (1989).
Обо всех фильмах, в которых снималась Ирина Петровна, в короткой статье не напишешь; назовем еще несколько: "Старый Новый год" (1980), "Шляпа" (1981), "Профессия - следователь" (1982), "Наследство" (1984), "Тайны мадам Вонг" (1986), "Наездники" (1987), "Зимняя вишня-2 (1990).
В каждой роли, предложенной зрителям, будь то на сцене, на экране, на эстраде, Ирина Мирошниченко несет красоту, эмоциональный подъем, одухотворенность и добрую нежность. Ее героини всегда запоминаются, и их хочется смотреть и смотреть. Живет и работает в Москве.
|