Васильев Павел Васильевич Годы жизни: 1832 г. - 10.04.1879 Актер
Родился в мещанской семье. В 1850 после окончания Московского театрального училища, несмотря на успешные занятия в классе драмы, был зачислен фигурантом в московскую балетную труппу. Решив стать драмматическим актером, Васильев берет в 1850-54 отпуска для практики в провинции. Начав с небольших ролей, В. уже в 1853 занял первое положение в черниговском театре. В 1854 был уволен из московской труппы и начал постоянную работу в провинции. В 1854-60 с успехом играл в Харькове, Полтаве, Одессе, Кишиневе. Огромное влияние на В. оказало творческое общение с А. Е. Мартыновым Харьков, 1855), у которого Васильев научился глубоко проникать во внутренний мир действующего лица, отыскивать в самой ничтожной роли жизненную правду и на этой основе создавать живой образ. Последователь простой и естественной школы игры, Васильев тяготел к художественному национальному репертуару. В 1860 был принят в Александрийский театр на роли Мартынова.
Васильев увлекал зрителей вдохновенными эмоциональными порывами, страстностью, силой трагизма и ярким юмором. Вместе с тем игра Васильева была тщательно продумана, он передавал тончайшие оттенки мыслей и чувств. В. с равным успехом играл как в драме, так и в комедии. Для его творчества характерны скупость сценических приемов, отказ от внешних эффектов, предельная простота. Художник-реалист, Васильев был мастером в изображении русской жизни и русских характеров. Наивысшие творческие достижения Васильева связаны с исполнением ролей в пьесах Островского. В 20 пьесах Островского Васильев сыграл 24 роли, способствуя утверждению драматургии Островского на сцене. Среди этих ролей: Любим Торцов ("Бедность не порок", 1857), Тихон ("Гроза", 1860), Подхалюзин ("Свои люди - сочтемся", 1861), Бальзаминов ("Праздничный сон до обеда", 1862, "За чем пойдешь, то и найдешь", 1863), Краснов ("Грех да беда на кого не живет", 1863), Милашин ("Бедная невеста", 1864).
Драмматическое дарование Васильева с полной силой проявилось в образе Краснова, в котором он раскрывал большую человеческую трагедию. Играя Подхалюзина, Васильев создал тип до страстности алчного и наглого хищника, сохранив в то же время комедийную направленность роли. Дерзко и смело, с большим юмором играл Васильев Бальзаминова, подчеркивая младенческую непосредственность, порывы необузданной фантазии своего героя. Глубоким драматизмом отличалось исполнение Васильевым роли Тихона.
Среди лучших ролей Васильева: Осип ("Ревизор", 1857), Кочкарев ("Женитьба", 1857), Расплюев ("Свадьба Кречинского", 1856). Голодный, грубый и неопрятный Осип Васильева был хитер и проницателен. Кочкарева Васильев играл как человека кипучей натуры, обуреваемого жаждой деятельности. Образ Расплюева сатирически обличал деградирующее рус. дворянство. В игре В. комедийность сочеталась с большим драматизмом (Кузовкин - "Нахлебник" Тургенева, 1862). Демократизм, гуманизм, народность искусства Васильева с особой силой проявлялись в образах русских крестьян - Анания ("Горькая судьбина" Писемского, 1863) и Михаилы ("Чужое добро в прок не идет" Потехина, 1857).
Васильев был мастером эпизодических ролей; блестяще играл, например, почти бессловесную роль князя Тугоуховского ("Горе от ума", 1862). Васильеву много приходилось играть в бессодержательных водевилях и комедиях, но и в этом репертуаре Васильев создавал живые, реалистические характеры: Ладыжкин, Боярышников, Делакторский ("Жених из долгового отделения", 1858, "Не в деньгах счастье", 1859, и "Испорченная жизнь", 1861, Чернышева), Арханов ("Петербургские коршуны" Дьяченко, 1868) и др. В. выступал также в концертах с чтением произведений Достоевского, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.
Васильев потрясал зрителя пламенным темпераментом. Ф. М. Достоевский писал: "...Игра его действительно оказалась чем-то невиданным и неслыханным. Да, я не видал до сих пор в трагедии актера подобного Васильеву". Близость актера-демократа к передовым общественным кругам, его резко отрицательное отношение к безыдейным пьесам и к сценической фальши вызвали вражду к нему со стороны театр, начальства и актеров, следовавших устаревшим канонам. Васильеву не давали играть роли, даже назначенные ему самим Островским, систематически вводили на его роли в классическом репертуаре дублеров.
Осенью 1864 Васильев вынужден был уйти из театра (с 1 января 1865 работал в Вилыю артистом и режиссером). Передовая критика, защищавшая Васильева от нападок реакционной прессы, настойчиво требовала его возвращения в театр, и в сент. 1865 Васильев вернулся в труппу Александрийского театра. Но после возвращения Васильева в театре положение его ухудшилось. Роль Грозного ("Смерть Иоанна Грозного" А. К.Толстого, 1867) он готовил в атмосфере острого недоброжелательства. Васильев играл редко и чаще всего в ничтожных пьесах. Его прошение в 1872 о переводе в Москву дирекция оставила без внимания. В 1874 он вынужден был уйти из театра и одновременно из театрального училища, где с 1868 вел драммптический класс (среди учеников Васильева - А. М. Дюжикова, Е. И. Левкеева, А. А. Мартынов, П. М. Свободин).
В 1874-75 Васильев выступал в Московском общедоступном частном театре, исполняя здесь свои лучшие старые роли, в т. ч. любимую роль Вырина ("Станционный смотритель" по Пушкину) и новую - Городничего (впервые сыграна в 1874 в Киеве). С 1875 Васильев гастролировал в провинции, связи с которой никогда не порывал. В 1875 сыграл свою последнюю крупную роль - Фамусова. Образ, созданный Васильевым, обличавший бюрократизм и чиновничье угодничество, был отмечен в то же время барским добродушием, юмором. В 1877 больной Васильев хлопочет о возвращении в петербургскую труппу, но получает отказ. Васильев оставил сцепу незадолго до смерти.
|