Евгений Ваганович Петросян Народный артист России, лауреат IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Родился 15 сентября 1945 года в Баку. Отец - Петросянц Ваган Миронович (1903-1962). Мать - Белла Григорьевна (1910-1967). Супруга - Степаненко Елена Григорьевна, заслуженная артистка РФ.
Евгений Петросян с детства мечтал стать артистом, ходил в оперу, в драмтеатр, в цирк, на концерты. Очень много читал: у отца была прекрасная библиотека. С двенадцати лет он начинает активно участвовать в самодеятельности. Его первое публичное выступление на сцене бакинского клуба имени Шаумяна со злободневным фельетоном В. Медведева "Человека забыли", незабываемое ощущение смеющегося зала решили его дальнейшую судьбу. Позже, в самодеятельной труппе под руководством известной комедийной актрисы Маргариты Шамкорян, он играл Афанасия Ивановича в "Сорочинской ярмарке" и Яшку-артиллериста в "Свадьбе в Малиновке". Выступая в домах культуры вместе с профессиональными артистами, читал басни, фельетоны, исполнял репризы, конферировал в концертах большого эстрадного оркестра. Его комическое дарование получило развитие в спектаклях "Осенние листья" (роль Уста-Мурада) и "Доброго пути, Долорес" (роль инспектора полиции) Народного театра под руководством Валентина Валентинова, куда Евгений Петросян поступил незадолго до окончания школы.
Летом 1961 года, сдав последний выпускной экзамен в школе, уже на следующий день он мчался в поезде Баку-Москва. Аттестат зрелости ему прислали уже в Москву - ждать его официального получения Евгений не мог: экзамены в театральный институт начинались раньше, чем в другие вузы... Он блестяще выдержал экзамены во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ) Леонида Семеновича Маслюкова. Здесь его учителями стали знаменитая Рина Васильевна Зеленая и один из первых конферансье советской эстрады Алексей Григорьевич Алексеев.
Дебют Евгения Петросяна на профессиональной сцене состоялся в 1962 году, когда он в качестве конферансье вел выпускную программу ВТМЭИ "В жизни раз бывает 18 лет", открывавшую собой второй сезон нового Московского театра эстрады на Берсеневской набережной. Эта программа шла в театре около двух месяцев. Однако, по словам Евгения Вагановича, сцена, на которую он вышел впервые в качестве профессионала, стала ему родной, и потом, где бы он ни выступал, все равно тянуло в театр эстрады...
Главные его усилия в то время были направлены на поиски репертуара и на умение работать с ним. Он знакомился с писателями-сатириками, учился у зрителя. Практика начинающего артиста - гастроли по стране - и выступления в Москве с программой "В жизни раз бывает 18 лет" давали возможность познавать азы законов жанра, позволяла селекционировать номера таким образом, чтобы в репертуаре оставались только удачные вещи. В 1964 году, к окончанию программы, завершавшейся месячной поездкой в Болгарию, у актера сложился солидный репертуар.
Программа "В жизни раз бывает 18 лет" закончилась. Евгений Петросян ушел из коллектива - начал готовить индивидуальные номера: публицистический фельетон М. Грина "Береги честь смолоду" в программе Л. Маслюкова "Эстрадный автомат", монолог "Опасный возраст" в программе "Вы их не знаете" Л. Мирова и Ф. Липскерова. Его интермедия "Вступительное" А. Олицкого, построенная на остроумной словесной путанице, на многие годы запомнилась зрителям.
В 1964 году Леонид Осипович Утесов пригласил Петросяна в свой оркестр (Государственный эстрадный оркестр РСФСР) в качестве конферансье. За несколько дней были подготовлены две большие интермедии с Утесовым ("Перелистывая страницы", "Где родился джаз"), сольные номера о джазе ("По правильному пути" и др.), об Утесове, о Ленинграде, в которых удачно совмещались особенности концертов, актуальность социальных тем и яркая индивидуальность артиста. Работая в оркестре Утесова, Петросян продолжал выступать на эстраде: к концу 1965 года в его репертуаре было уже около ста номеров. В числе наиболее популярных оказался монолог И. Виноградского и В. Стронгина "Простой парень". По словам Евгения Вагановича, если выступление в молодежной программе можно было считать практикой, то работа в оркестре Утесова стала для него учебой в академии: "Пять лет я был рядом с этим мудрым философом, величайшим знатоком остроумных курьезов и изречений, поэтом, музыкантом, основоположником советского джаза, рассказчиком и, наконец, просто человеком, прожившим большую интересную жизнь...".
В декабре 1966 года Леонид Осипович покинул оркестр, популярность которого мгновенно упала. Евгений Петросян продолжал работать в оркестре еще два с половиной года.
В дальнейшем более двадцати лет его творческая деятельность была связана с Москонцертом (до 1974 года - один из ведущих конферансье, затем - исполнитель монологов).
1967-1968 годы - годы "закручивания гаек", когда жанр сатиры и юмора считали злопыхательством, кощунством по отношению к действительности, а в комическом признавалась только малая его область - сектор дружеской шутки и так называемого "позитивного юмора". Беспощадно можно было бичевать спекулянтов, многоженцев, управдомов, вахтеров, швейцаров... Петросяну хотелось найти такие художественные формы, чтобы хоть как-то, пусть вторым планом, протянуть сатирическую интонацию. В своих номерах он то изображал собак, которые на выставке беседовали друг с другом о своих хозяевах ("Друзья человека" Н. Станиловского), то прятался в тонкий абстрактный юмор А. Арканова в рассказе-монологе "Законодатель моды". Актеру удалось выпустить игровой фельетон И. Виноградского "Отцы и дети" о взаимоотношениях людей разных поколений. Молодому Петросяну режиссировали и были его наставниками Л.Б. Миров, М.В. Миронова, его творческие портреты рисовали в статьях И.В. Ильинский и Л.О. Утесов.
В 1970 году Петросян стал лауреатом конкурса артистов эстрады. Вскоре у него появились постоянные авторы (Г. Минников, М. Задорнов, Л. Натапов, А.Хайт, Л. Измайлов), участились его выступления на телевидении, артист начал выступать в правительственных концертах и вести уже солидные программы, теперь практически только на центральных площадках. Он все больше вплетал в конферанс тексты, которые не имели отношения к этому жанру: моносценки, монологи в образах...
С годами Евгений Петросян все чаще думал о синтезе театра и эстрады. Начал сниматься в телетеатре миниатюр "Наполовину всерьез", где его партнерами были Л. Гурченко, С. Фарада, Г. Абрикосов (1973-1974), в телепрограмме "Артлото". Вместе с конферансье Львом Шимеловым и Альбертом Писаренковым он выпускает совместную программу "Трое вышли на сцену". Вскоре стало ясно, что это не просто концерт: из этого зрелища можно и нужно было делать эстрадный спектакль. Премьера состоялась в 1975 году в ЦДРИ. А за год до этого в репертуаре артиста появился монолог А. Хайта "Эх, наука", с успехом проживший на сцене более десяти лет. Именно с этого монолога начался отсчет нового поколения номеров Петросяна - переход от конферанса к номеру и от него - к сольной программе.
Первая такая программа - спектакль "Монологи" (1975, режиссер А. Левенбук, авторы: Г. Минников, Л. Измайлов, А. Хайт) - положила начало будущему Театру эстрадных миниатюр Е. Петросяна. В 1979 году появилась небольшая труппа (Е. Степаненко, Е. Грушин, В. Войнаровский), состав ее с годами менялся (среди постоянных участников - заслуженная артистка РФ Е. Степаненко). Расширяя жанровую палитру театра миниатюр, Евгений Ваганович вводил в спектакли сценки, куплеты, песенки, интермедии, пародии, синхробуффонаду, музыкальную мозаику - спектакль "Доброе слово и кошке приятно" (1980, авторы А. Хайт и А. Левенбук). В 1985 году Евгений Петросян окончил ГИТИС, отделение режиссеров эстрады.
Евгений Ваганович - артист неутомимый, коллеги по театру называют его "трудоголиком". Им подготовлено и выпущено семь пластинок-гигантов миллионными тиражами, десятки сольных программ и телепередач.
На протяжении многих лет и по сей день в Московском театре эстрады с большим успехом проходят программы и спектакли Петросяна, в большинстве из которых он участвует не только как главный артист, но и как режиссер-постановщик. Среди них: "Как поживаете?" (1986, авторы М. Задорнов, А. Хайт и А. Левин, режиссеры М. Задорнов и А. Бармак), "Инвентаризация" (1989, авторы М. Задорнов, С. Кондратьев и др.), "Дураки мы все..." (1991, авторы А. Хайт, Г. Териков, В. Коклюшкин и другие, режиссеры Е. Петросян и А. Вишневецкий), "Страна Лимония, деревня Петросяния" (1995, авторы М. Задорнов, С. Кондратьев, Л. Французов, режиссеры Е. Петросян и С. Кондратьев), "Когда финансы поют романсы" (1997, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л. Измайлов, Г. Териков, Н. Коростелева и др., режиссер Е. Петросян), "Семейные радости" (1999, авторы, Н. Коростелева, Л. Натапов, А. Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и др., режиссер Е. Петросян).
Умение привлекать авторов, терпеливо и требовательно работать с ними постоянно обогащает искусство Евгения Петросяна свежими идеями, современными характерами, которые в интерпретации актера приобретают гротесковую, комическую, драматическую, в иных случаях - трагикомическую окраску. Гражданская позиция актера, его яркая индивидуальность "скрепляют" разные по стилю и жанру произведения, придают целостность ("сюжетность") спектаклям, составленным из разных миниатюр. Сквозная мысль проходит преимущественно через монологи, которые все же остаются главным жанром Евгения Вагановича. Лучшие из них он исполняет в "сборных" концертах, на телевидении. Среди них "Резидент" (1985), "Постепеннее надо ..." (1987), "Не плачь, Федя..." (1988) и "Не понимаю..." (1982-1999) М. Задорнова; "Спокойной ночи, взрослые" (1980) и "Энтузиазизм или Аля-улю" (1986) А. Хайта; "Либо-либо" (1989) И. Виноградского; "Японский городовой" Г. Терикова (1991); "О рекламе" Л. Французова (1993-1999); "А музыка звучит" А. Дудоладова (1997); "Человек за бортом" (1997) и "Воскресный папа" (1999) Н. Коростелевой; "Необыкновенные ощущения" А. Новиченко; "Шпингалеты" С. Кондратьева (1997); "Телешизофрения" и "Родные мои" (2001) Н. Коростелевой; "Бобры" А. Цапика (1999), "Обезьяна" Г. Бугаева (2001), "Нервы" Л. Натапова (1999).
В 1991 году Е.В. Петросян удостоен почетного звания "Народный артист России".
Круг творческих интересов Евгения Петросяна необычайно широк. Кроме активной работы на сцене и театральной режиссуры, он известен как автор книг по теории и практике эстрадного искусства и как автор и ведущий целого ряда телевизионных передач.
Книга Е. Петросяна "Хочу в артисты" (М., 1994), в которой обобщены результаты многолетнего труда артиста на эстраде, а также целый ряд его статей и монографий о комическом вообще и остроумии в частности - это его личный взгляд на тысячелетний опыт человечества по созданию смешного, пониманию его и умению анализировать его структуру. Эти работы стали учебным пособием при подготовке молодых специалистов в области юмористики - писателей, артистов, режиссеров жанра.
Признанным бестселлером 1994 года стала книга "Петросян в стране анекдотов" (М., 1994-1998, пять переизданий), где автор пытается осмыслить наиболее популярный вид фольклора. Популярны у читателя вышедшие следом книги "От смешного до великого" (М., 1995), "Петросмешки" (М., 1999), "Над чем смеется Петросян" (Антология репертуара) (М., 2000), "Записные "Хиханьки-хаханьки" (М., 2001).
При своем театре он создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX-XX веков: журналы, афиши, фотографии и многое другое.
Свойство, делающее творчество Петросяна ярким явлением в искусстве юмористической эстрады, - новаторство. В спектакле "Дураки мы все" (1991) Петросян читал вступительный фельетон, который длился 50 минут (беспрецедентный случай для эстрадного фельетона), зрители смеялись и плакали, сопереживая мыслям артиста. В своих спектаклях Петросян непредсказуем: неожиданно появляется театр предмета - монолог Груши, Телефона, Пугала огородного. Или вдруг он поет молодежный рэп, или блистательно танцует канкан. В программе "Инвентаризация-89" во время исполнения фельетона "Не могу понять" (С. Кондратьев), когда Петросян говорил о погибших в Афганистане, зрители на каждом концерте сами вставали в траурной минуте - бесценное единение артиста и зала. Артист мгновенно откликается на все события жизни: уже на третий день после открытия первого Съезда народных депутатов Петросян выпустил фельетон о работе съезда, подмечая даже то, чего не заметила пресса. Лирическая и драматическая нота всегда присутствовала в его спектаклях и это делало его юмор еще более художественным и значимым (монолог "Не плачь, Федя" о непростой жизни простого человека (М. Задорнов, 1988)). В моносцене "Японский городовой" (А.Хайт, Г. Териков, 1991) артист изображал старика, уезжающего навсегда в Америку к дочери, и залу казалось, будто старик рассказывает о своей судьбе каждому лично. Вершиной серии трагикомических номеров, без сомнения, стала монопьеса Н. Коростелевой "Родные мои" (2002), которую Петросян играет в новом спектакле "Страсти-мордасти". В ней слилась жизнь сразу нескольких поколений, в каждом слове сквозит доброта и любовь к своему народу, живущему очень нелегкой и непредсказуемой жизнью.
Остроумный номер "Бестолковый словарь" (Б.Брайнин, М.Задорнов и др. 1981-2000) на деле оказывался не бестолковым, а сгустком юмора умных и веселых изречений, что тоже являлось в свое время новаторством. Постоянно обновляясь, этот номер прочно "осел" в памяти зрителя, с восторгом принимающего новые варианты, так же, как многосерийный фельетон "Не понимаю" (1974-2000), имеющий около двадцати серий за многие годы. К этому же можно добавить и серию удивительно смешных, острых фельетонов "О рекламе" (1993-2002). Можно перечислять еще много работ, каждая из которых является событием в жанре эстрадной юмористики. Искусство Петросяна помогает нашему народу улыбаться, поверить в то, что мир все равно станет лучше - в этом предназначение артиста.
Евгений Петросян - создатель и участник множества телепередач. Он был одним из первых ведущих новогоднего "Голубого огонька", "Утренней почты", "Артлото", программы "Аншлаг, Аншлаг...", в разные годы создал сольные передачи "С различных точек зрения" (1985), "Приглашение на вечер Петросяна" (1988), "Ангажемент Петросяна" (1990), "Операция Петросян" (1991), "Кто этот Петросян?" (2001)...
С января 1994 года по первому каналу российского телевидения (ныне - ОРТ) с успехом демонстрируется цикловая передача "Смехопанорама", в которой Евгений Ваганович является не только исполнителем, но и автором, и режиссером, и ведущим. Это, по сути, первая на отечественном телеэкране передача, которую можно определить как "занимательное эстрадоведение". С момента своего появления в эфире "Смехопанорама" сохраняет один из самых высоких рейтингов. У телевизионщиков есть даже термин "феномен Петросяна", отражающий его уникальную способность собирать у экрана многочисленных зрителей. |