Георгий Михайлович Вицин (23 апреля 1918 года - 22 октября 2001 года) Величайший комедийный актер, непревзойденный мастер эксцентрики и гротеска. Снялся в лучших отечественных кинокомедиях, в большинстве из которых сыграл главные роли. Создал первый в советском кино постоянный образ-маску - Труса - в ряде фильмов Леонида Гайдая.
Георгий Вицин в кинематограф пришел вторым после своего основного партнера по комедийной бригаде - Моргунова. Это было в год Великой Победы. Тогда в сорок пятом, вышел замечательный фильм серия Юткевича "Здравствуй, Москва", где бедующая знаменитость сыграла небольшую роль железнодорожника. В это время Георгий Вицин имел за плечами непревзойденную мхатовскую школу и десятилетний опыт театрального актера в школе студии под руководством Н.П. Хмелева, выросшую в театр им. Ермоловой. Ну, а большой экран встретил его ролью Гоголя в фильме "Белинский", а чуть позже - "Композитор Глинка". Никто не мог предположить, что из драматического актера получится комедийный, да еще какой!!! Григорий Козинцев, планировавший Вицина на роль Гамлета, увидев артиста в короткометражках Гайдая, был в шоке. Но, судьба-злодейка выбрала правильное решение и гениальный актер Георгий Вицин предпочел комедию. Более ста фильмов с его участием мы смотрим и не перестаем смеяться над его непревзойденными героями. Здесь и Бальзаминов из "Женитьбы Бальзаминова" и Тебенков из комедии "Опекун", Хмырь "Джентльмены удачи", Тютюрин "Неисправимый лгун", сэр Эндрю "Двенадцатая ночь", Сем "Деловые люди" и конечно же главная роль - это трус из бессмертных комедий Гайдая. И не смотря на обилие его персонажей, мне кажется, что талант Вицина достоин большего и главную роль в его жизни он так и не сыграл, а жаль. По мнению его партнеров Моргунова и Никулина ( они обоюдно признались мне), что Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим его ногтя.
Творчество Георгия Вицина условно можно разделить на три периода. Прославился в роли "запасного игрока" Васи Веснушкина. Кинематографу приглянулся этот герой - застенчивый, но болеющий за свое дело, способный совершить благородный поступок. По горячим следам и тому же удачному эталону был снят фильм "Она вас любит", где развилась тема истинного, а не показного героизма, душевной взыскательности, способной выстоять перед нахрапистой оголтелостью. Невзрачные, но отзывчивые герои Вицина вызвали симпатию зрителей.
Параллельно актер снимался в лентах детективных, исторических, лирических. Козинцев собирался сделать из него положительного киногероя "с легким налетом иронии". Но тут начался второй период творчества Вицина - "эпоха Труса". Его хрупкая и субтильная фигура возникла рядом с Бывалым-Моргуновым и Балбесом-Никулиным, создав нелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества. Георгий Вицин в кинематограф пришел вторым после своего основного партнера по комедийной бригаде - Моргунова. Это было в год Великой Победы. Тогда в сорок пятом, вышел замечательный фильм серия Юткевича "Здравствуй, Москва", где бедующая знаменитость сыграла небольшую роль железнодорожника. В это время Георгий Вицин имел за плечами непревзойденную мхатовскую школу и десятилетний опыт театрального актера Никто не мог предположить, что из драматического актера получится комедийный, да еще какой!!! Григорий Козинцев, планировавший Вицина на роль Гамлета, увидев артиста в короткометражках Гайдая, был в шоке. Но, судьба-злодейка выбрала правильное решение и гениальный актер Георгий Вицин предпочел комедию.
Трус Вицина был поэтичным, влюбчивым, мнительным, этаким интеллигентом из коммуналки. Все его дальнейшие герои проходили под той же маской с привычными вздохами, походочкой, с дежурным набором аксессуаров (портфель, галстук, котелок, очки или просто близорукий взгляд). Неожиданно актер выступил в роли отпетого уголовника в "Джентельменах удачи". Жуткий человек с лающим голосом и сентиментальными воспоминаниями, сующий голову в петлю - здесь Вицин не только затронул современный нерв, но и нашел новые краски для продолжения своей "масочной линии". К сожалению ему мало предлагалось таких ролей со "взрывчатым" вторым планом, подобной папаше из комедии "Не может быть!" Мастер эксцентрики, гротеска, уморительного перевоплощения, Вицин использовался как чистый комик, хотя и в данном вопросе его так и недооценили. Чемпион по озвучанию мультфильмов, Георгий Вицин много работал голосом. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьезной. Но хотя эта маска и затрудняла Вицину творческие поиски, зрителям запомнились многие работы талантливого комедийного актера, с тонкой иронией и гротеском создававшего образы своих нерешительных героев. Более ста фильмов с его участием мы смотрим и не перестаем смеяться над его непревзойденными героями. Здесь и Бальзаминов из "Женитьбы Бальзаминова" и Тебенков из комедии "Опекун", Хмырь "Джентльмены удачи", Тютюрин "Неисправимый лгун", сэр Эндрю "Двенадцатая ночь", Сем "Деловые люди" и конечно же главная роль - это трус из бессмертных комедий Гайдая. Кроме кино, Георгий Вицин много работал над озвучанием мульфильмов, а съемки в телевизионном "Кабачке 13 стульев" лишь прибавили ему популярности. Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в картине "Хаги-Траггер" (1994).
Последние 7 лет он не снимался, до недавнего времени актер появлялся перед зрителями только в юмористических концертах театра киноактера. Всю жизнь он занимался йогой, что, по мнению врачей, в результате негативно отразилось на его здоровье.
Народный артист Советского Союза ушел из жизни 22 октября 2001 года после тяжелой болезни. Одно из последних интервью Георгий Вицин закончил так: "Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!".
|