Нонна (Ноябрина) Викторовна Мордюкова 25 ноября 1925
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1950, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой). В 1950-1991 - актриса Театра-студии киноактера. Лауреат Государственной премии СССР (1949, за роль Ульяны Громовой в фильме "Молодая гвардия"). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1973, за роли в фильмах: "Журавушка", "Председатель" и др.). Народная артистка СССР (1974). Редакционным советом английской энциклопедии "Кто есть кто" ("Who is who") включена в десятку самых выдающихся актрис 20 века (1992). Премия "Кинотавр" в номинации "Премия президентского совета за творческую карьеру" за 1996 год. Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени (2000, за большой личный вклад в развитие киноискусства).
Нонна Викторовна Мордюкова родилась 27 ноября 1925 года в станице Константиновской Донецкой области. Окончив в 1945 году десятилетку в Ейске, она уехала в Москву и с первого же раза поступила во ВГИК, где занималась в мастерской Б. Бибикова и О. Пыжовой. После окончания ВГИКа в 1950 году Нонна Мордюкова стала актрисой театра-студии киноактера. Дебют Мордюковой в кино состоялся еще во время ее учебы: в 1947 году ее, в числе прочих молодых актеров, отобрал на главные роли режиссер Сергей Герасимов, который собирался экранизировать "Молодую гвардию". Нонне Мордюковой досталась роль Ульяны Громовой, а в фильме, открывшем дорогу в кино целой группе советских актеров, снимались также Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Сергей Гурзо, Владислав Тихонов.
Следующую роль в кино, причем небольшую, актриса сыграла лишь через несколько лет, в картине В. Пудовкина "Возвращение Василия Бортникова", но успех пришел к ней с выходом в 1955 году на экраны страны фильма Михаила Швейцера "Чужая родня", в котором она исполнила роль Стеши.
Последующие киноработы выдвинули Нонну Мордюкову в число лучших актрис советского кинематографа. Актриса создала яркие, запоминающие образы в таких заметных фильмах, как драматическая лента "Простая история", снятая Юрием Егоровым, поставленная режиссером Константином Воиновым комедия "Женитьба Бальзаминова", лирическая картина Николая Москаленко "Журавушка", драма Александра Аскольдова "Комиссар". Последний фильм волею судеб зрители увидели спустя лишь двадцать лет. А ведь были еще фильмы "Русское поле", "Возврата нет", "Семья Ивановых", "Председатель", небольшая, но блистательная роль в кинокомедии Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука" (попробуй забыть фразу "а у нас управдом - друг человека"!), совместная работа с режиссером Никитой Михалковым и актерами Юрием Богатыревым и Светланой Крючковой в "Родне", проникнутая глубоким психологизмом и подлинным драматизмом роль матери дезертира в картине Григория Чухрая "Трясина", яркий эпизод в трагикомедии Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих"...
Существование героинь Мордюковой - бытийно, а между тем кинематограф зачастую предлагал ей, исходя из поверхностно понятного типажа, амплуа "простой русской женщины" в картинах бытового плана, которыми особенно были богаты "оттепельные" 50-е годы. Но одним своим присутствием Мордюкова "утяжеляет" роль, переводит ее из бытового жанра в более высокий регистр. Поэтому, вероятно, большая часть ее работ в те годы - вторые женские роли: "Екатерина Воронина" (1957), "Отчий дом", "Все начинается с дороги" (1959) или даже эпизоды, как в "Добровольцах" (1958). Между тем каждая из этих ролей Мордюковой сразу же занимает все пространство экрана. В кадре ли, в эпизоде - она неизменно оказывается его основным содержанием. Ибо на самом деле Мордюкова и есть пространство в целом, дух российского пространства несет она в каждой интонации, и в каждом своем неповторимом жесте.
Типаж Мордюковой со временем стал напоминать о традиционной символической Матери-Родине, но плоский этот символ для нее есть не что иное, как вариация на тему образа Матери-земли, или, точнее, невнятное воспоминание о нем. Мордюкова как раз и воскрешает этот полуутраченный исходный смысл образа. Так строятся уже ее первые главные роли тех лет в "Чужой родне" (1956) Михаила Швейцера по повести Владимира Тендрякова "Не ко двору" и в "Простой истории" (1960) Юрия Егорова. Действительный смысл их куда глубже истории молодой деревенской женщины, разрывающейся между передовым мужем и отсталыми собственниками - родителями в первом случае, и молодой солдатской вдовы, ставшей председателем колхоза, - во втором. Мотив послевоенной женской неприкаянности, бабьего одиночества игра Мордюковой преображает в тему земли, изнывающей без подлинного хозяина. (Не отсюда ли значительность фразы, которую Мордюкова сделала знаменитой в "Простой истории": "Хороший ты мужик, но не орел"?). Постоянное одиночество ее героинь именно из этого - мифологического, метафорического - ряда. С еще большей силой звучит этот мотив в "Председателе" (1964) А. Салтыкова - с фатальной невозможностью любви к единственно достойному ее по масштабу главному герою.
Апофеозом же Мордюковой становится главная роль в фильме Александра Аскольдова "Комиссар" (1967), где эта метафорическая суть творчества актрисы выходит наружу, составляя саму поэтику картины. Несовпадение глубинной сущности героини и взятой ею на себя социальной роли тут выступает источником трагедии. То, что эпоха оказалась не в силах принять эту работу, так же примечательно, как и то, что в этот период Мордюкова создает ряд блистательных комедийных работ, представляющих своего рода пародийный отыгрыш собственных главных тем ("государственные дамы" в "Тридцать три", 1965, Георгия Данелии и "Бриллиантовой руке", 1968, Леонида Гайдая, истомившаяся в своем вдовстве купчиха из "Женитьбы Бальзаминова", 1964, Константина Воинова по мотивам комедий А. Н. Островского).
В конце 60-х - середине 70-х годов Мордюкова снимается по преимуществу в мелодрамах: Николая Москаленко "Журавушка" (1968), "Молодые" (1970), "Русское поле" (1972), Алексея Салтыкова "Возврата нет" (1974), "Семья Ивановых" (1976). Сами по себе эти фильмы, имевшие зрительский успех, представляют интерес все же лишь как ступени к новой вершине ее творчества (снова почти незамеченной) ? роли матери дезертира в фильме Григория Чухрая "Трясина" (1977). Этот фильм представляет, по сути, трагическую антитезу знаменитой "Радуги" Марка Донского, учителя Чухрая: историю матери, не выдержавшей искушения и не отдавшей в качестве спасительной жертвы свое дитя. Мелодраматический сюжет здесь возвышается до трагедийной и, по существу, религиозной мистерии о несостоявшемся спасении мира. Вновь, как и в "Комиссаре", трагедийность рождается из столкновения несовпадающих ипостатей героинь Мордюковой: здесь уже мифологическая сущность ощущается как ноша, ложащаяся на плечи женщины непосильным, убивающим ее в конце концов бременем. И вновь за этой ролью следует блистательный и горький трагикомический отыгрыш актрисы в фильме Никиты Михалкова "Родня" (1982). После этой роли появления Мордюковой на экране становятся все более эпизодическими и случайными: актриса одной из первых ощутила исчезновение экранной реальности отечественного кино. Но с каждым годом, особенно после триумфального выхода на экраны мира "Комиссар" в конце 80-х годов (после этого фильма Мордюкова была признана в Британии одной из 10 крупнейших актрис столетия) все ощутимее значительность присутствия актрисы в реальной жизни последних советских поколений.
В 1992 году редакционный совет английской энциклопедии "Кто есть кто" ("Who is who") включил Мордюкову в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. В 1997 году Нонна Мордюкова опубликовала автобиографическую книгу "Не плачь, казачка". Актриса продолжает сниматься в кино, и в 1998 году вышел фильм режиссера Дениса Евстигнеева "Мама", в котором Нонна Мордюкова исполнила главную роль, ее партнерами на съемочной площадке были также актеры нового поколения - Одег Меньшиков, Владимир Машков, Евгений Миронов.
Снималась в фильмах:
Молодая гвардия (1948) Возвращение Василия Бортникова (1952) Калиновая роща (1953) Чужая родня (1955) Екатерина Воронина (1957) Добровольцы (1958) Ванька (1959) Все начинается с дороги (1959) Отчий дом (1959) Хмурое утро (1959) Простая история (1960) Секретарь обкома (1960) Павлуха (1962) Женитьба Бальзаминова (1964) Председатель (1964) Тридцать три (1965) Война и мир (1965-67) Дядюшкин сон (1966) Комиссар (1967) Бриллиантовая рука (1968) DVD Журавушка (1968) Гори, гори, моя звезда (1969) Баллада о Беринге и его друзьях (1970) Случай с Полыниным (1970) Молодые (1971) Русское поле (1971) Возврата нет (1973) Два дня тревоги (1973) Лев Гурыч Синичкин (1974) Они сражались за Родину (1975) Семья Ивановых (1975) Инкогнито из Петербурга (1977) Трясина ("Нетипичная история") (1977) Верой и правдой (1979) Родня (1981) Вокзал для двоих (1982) Этюд для домино с роялем (1982) От зарплаты до зарплаты (1986) Ссуда на брак (1987) Запретная зона (1988) Бегущая мишень (1991) Луна-парк (1992) Ширли-мырли (1995) Мама (1999) Нет смерти для меня (2000) документальный
Другие работы: Русский проект на ОРТ (1998, 2 ролика) |