Любовь Петровна Орлова 11 февраля 1902 - 26 января 1975
Училась в Московской консерватории (1919-1922), на хореографическом отделении Московского театрального техникума (1922-1925). В 1926-1933 - актриса Музыкального театра им. В. И. Немировича-Данченко. До 1947 работала только в кино. С 1947 - актриса Академического театра им. Моссовета. Лауреат Государственных премий СССР (1941 - за участие в фильмах "Волга-Волга" и "Цирк"). Народная артистка СССР (1950).
Любовь Орлова родилась в подмосковном Звенигороде, в обедневшей семье дворян. Служивший по военному ведомству отец, Петр Федорович, вел свой род от тверской ветви Рюриковичей. Старинным именитым родом был и род Сухотиных, к которому принадлежала мама, Евгения Николаевна. Между прочим, еще до рождения будущей звезды, c одной из ветвей рода Сухотиных породнился великий писатель Лев Николаевич Толстой. Его старшая дочь Татьяна в 1899 году вышла замуж за Михаила Сергеевича Сухотина (1850-1914), и именно с этим обстоятельством связывается, по мнению нынешних биографов, удивительный факт знакомства актрисы с умершим в 1910 году легендарным старцем. Совсем маленькая Люба сидела у него на коленях, книга же писателя "Кавказский пленник", c дарственной надписью: "Любочке", сохранилась до наших дней. О столь же раннем знакомстве со знаменитым актером Федором Ивановичем Шаляпиным сама актриса вспоминала так: "В доме Шаляпиных? ставили детскую оперетту "Грибной переполох", мне выпало играть роль Редьки? Шаляпин поднял меня и расцеловал? Он сказал, что из меня выйдет артистка".
Чтобы иметь возможность учиться в Московской консерватории, а в нее недавняя выпускница гимназии поступила в 1919 году, приходилось подрабатывать молочницей, перевозить тяжелые металлические бидоны. В голодном 1921 году учеба в консерватории оказалась прерванной. От житейской безысходности в двадцать лет последовал внезапный брак с агрономом Андреем Берзиным. Тот был на десять лет старше, зато являлся видным партийцем и занимал крупный пост в Наркомате земледелия. Супруги плохо ладили друг с другом, однако сохранились свидетельства (правда, вызывающие сомнения у киноведов) об весьма выразительном эпилоге первого замужества.
Когда восхищенный "Веселыми ребятами" (1934) И.В. Сталин во время торжественного приема в Кремле предложил исполнить любую просьбу актрисы, Орлова сказала, что хотела бы лишь узнать что-нибудь о судьбе своего первого мужа (тот в 1930 году был арестован по тяжкому политическому обвинению). "Вас примут", - раздраженно ответил пребывавший до того в хорошем настроении вождь.
Вторым мужем Любови Петровны стал знаменитый отечественный комедиограф, режиссер Григорий Васильевич Александров. Встреча двух будущих корифеев произошла в 1933 году. К тому моменту актриса успела окончить частную хореографическую школу, снискать некоторое признание в таком труднейшем театральном жанре, как оперетта. Александров уже имел всесоюзное признание, но лишь в качестве "правой руки", основного помощника уже тогда всемирно признанного киноклассика Сергея Михайловича Эйзенштейна. В активе же самостоятельного режиссерского творчества была всего лишь двадцатиминутная короткометражка "Интернационал" (1932). И таким образом, по настоящему заявить о себе в искусстве обоим предстояло вместе. Интересно, что эта самая совместная "заявка", состоящая из пяти знаменитых музыкальных комедий о советских "золушках", - довольно редкий в искусстве случай, когда даже непонятно кто кого, собственно, "создал". То ли Александров "создал" Орлову, то ли, напротив, режиссер обязан своей репутацией классика комедии актрисе.
Невиданному сродству душ обоих творцов мы обязаны появлением этих пяти шедевров: "Веселые ребята" (1934), "Цирк" (1936), "Волга-Волга" (1938), "Светлый путь" (1940), "Весна" (1947). Впрочем, режиссеру было легче: он оставался за кадром. Ощущение чуда создавал у многомиллионного зрителя не он, а исполнительница. "Она ведьма, которая может все" - так оценил Максим Горький синтетическое дарование актрисы после просмотра "Веселых ребят". В своих фильмах "ведьма" была равно органична как в эксцентрических, так и в драматических эпизодах, поражала танцевальным темпераментом и выразительной балетной пластикой, недюжинным вокальным дарованием. А еще "ведьма" поражала своей красотой, своим природным обаянием. Недаром внешние данные актрисы стали чуть ли не эталоном женской красоты той эпохи. Оптимистичной эпохе соответствовал и беспредельный энтузиазм, как сказали бы теперь, актерского имиджа: "нам нет преград ни в море, ни на суше, нам не страшны ни льды, ни облака!". Сумма всех "ведьминых" заслуг потрясающа, и не мудрено, что иногда об обожании актрисы говорилось в медицинских терминах! Психиатры той эпохи, сформулировавшие понятие "синдром Орловой", оставили свидетельства о том, до каких немыслимых пределов может дойти обожание кинокумира. В некотром смысле обожателем звезды был и сам вождь. "Берегите Орлову, она у нас одна", - c такой, ставшей крылатой, фразой однажды обратился Сталин к Александрову.
Шло время, наступила труднейшая пора перехода на возрастные роли, и, увы, удача изменила актрисе. В конце сороковых годов Александров предусмотрительно сузил круг творческих задач для своей супруги: отныне главная муза не кинематограф, а "запасной аэродром" - театр. Знаменитая фраза боровшейся с возрастом звезды, часто звучавшая на встречах со зрителями: "Мне всегда будет тридцать девять лет и ни днем больше", взята именно из театральной пьесы. Интересно, что имевшая на редкость счастливую судьбу в нашей стране пьеса американского драматурга Джерома Килти "Милый лжец", откуда она и позаимствована, была в 1962 году переведена знаменитой писательницей Эльзой Триоле специально для Любови Петровны. И лишь благодаря авторитету актрисы эта необычная зарубежная пьеса, всецело состоящая из интимной переписки двух творцов - знаменитого драматурга Бернарда Шоу и актрисы Патрик Кемпбелл, была принята к постановке. Режиссурой же занялся супруг, частенько сотрудничавший с актрисой и на театральном поприще. И новое совместное детище легендарной пары - спектакль в Театре имени Моссовета с Орловой-Кемпбелл и Ростиславом Пляттом-Шоу имело бурный успех и богатую международную гастрольную биографию. Спектакль по Жану-Полю Сартру с участием Орловой - "Лиззи Мак-Кей" (оригинальное название "Добродетельная шлюха") - прошел на той же сцене Театра имени Моссовета (актриса оставалась ему верна до конца своих дней) около пятисот раз. Побывавший в 1962 году на четырехсотом представлении своей пьесы знаменитый автор восторженно заявил: "Любовь Орлова действительно лучшая из всех известных мне исполнительниц роли Лиззи Мак-Кей!"
Были у звездной четы и осечки и полуудачи. О них нельзя не упомянуть уже хотя бы потому, что Любовь Петровна снималась относительно нечасто даже в пору расцвета своего таланта. Не так уж много "целлулоидного" времени оставила кинобогиня нам в наследство, дабы быть расточительными. Между тем невероятно, но факт - понятие "неизвестная Орлова" уцелело до нынешней поры юбилейных торжеств: легший в свое время на полку фильм "Одна семья" (1943) показывался на фестивале архивного кино "Белые столбы - 2002" в качестве "премьеры". Маловостребованный, "архивный" характер имеют и фильмы "Встреча на Эльбе" (1949), "Русский сувенир" (1960), а также второй "полочный" фильм Александрова - Орловой "Скворец и лира" (1973). "Полка" в данном случае поглотила действительно неудачные кинокартины, но и ошибки творцов такого уровня заслуживают самого пристального интереса. Тем более что иногда слова тоталитарного "вождя и учителя" не устаревают. И в самом деле - "Орлова у нас одна"!
Снималась в фильмах:
Любовь Алены (1934) Веселые ребята ("Москва смеется") (1934) Петербургская ночь (1934) Цирк (1936) Волга-Волга (1938) Ошибка инженера Кочина (1939) Светлый путь (1940) Боевой киносборник № 4 (1941) Дело Артамоновых (1941) Концерт фронту (1942) Одна семья (1943) Весна (1947) Встреча на Эльбе (1949) Мусоргский (1950) Композитор Глинка (1952) Первый парень (1958) Русский сувенир (1960) Мелодии Дунаевского (1963) Скворец и лира (1974) |