Территория - 8,0 тыс. кв.км. Население (на 1 января 1998 г.) - 661,6 тысяч человек. Плотность населения (на 1 января 1998 г.) - 82,7 человека на 1 кв. км. Республика Северная Осетия-Алания является многонациональной республикой. В ней проживают народы более 100 национальностей.
Расстояние от Владикавказа до Москвы - 1923 км. Наиболее крупные города (число жителей на 1 января 1998 г., тысяч человек): Владикавказ (309,8), Моздок (39,1), Беслан (33,6).
Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы, покрытые вечными снегами, бурные реки, неугомонные водопады, темные глубокие ущелья, светлые зеленые долины, ледники, спускающиеся прямо к заповедным лесам, неповторимые по своей красоте и буйному травостою альпийские луга, звенящие хрустальной чистотой стремительные родники - все это создает удивительную по красоте картину.
А Терек? Можно часами стоять на его берегу, не в силах оторвать взгляда от бешеного бега воды. И уже невозможно представить себе этот край без реки, придающей ему неповторимую живописность и красоту. Богат и безмерно разнообразен растительный и животный мир горного края. В лесах преобладают деревья таких ценных пород, как дуб, бук, кавказская сосна, ясень, широколистый клен. Удивительная мозаика красок, неповторимый аромат благоуханной природы заполняют ущелья и долины! Рельеф Северной Осетии чрезвычайно разнообразен: равнины и высокие горы, обширные предгорья и многочисленные котловины.
Животный мир Осетии составляют как представители древней фауны, так и животные, проникшие на Кавказ из Европы, Средней Азии и Казахстана: туры, зубры, тетерева, куницы, дикие лесные коты, кабаны, сойки и др.
Суровые испытания выпали на долю Осетии и в годы Великой Отечественной войны. Почти 84 тысячи сынов и дочерей Северной Осетии ушли на фронт. 34 осетина стали Героями Советского Союза; столько же стали генералами. Для маленького народа это большие цифры.
В послевоенные годы было приложено немало сил и труда для развития экономики и культуры. За достижения в этой области Северная Осетия удостоена орденов Ленина, Октябрьской революции, Дружбы народов. Столица республики награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Аланский язык не исчез в пучине времени - он стал основой современного осетинского языка. Особое внимание мировой науки давно привлекает этот язык, как уникальный остаток языка древних иранцев-скифов, сарматов и алан. Индоевропейский мир - это культурно-историческое образование. Осетинский язык, территориально давно уже оторванный от остального иранского мира, занимает в нем обособленное место и, по многим своим признакам, противостоит всем остальным новоиранским языкам. Все же по ряду признаков осетинский язык можно отнести к одной определенной группе иранских языков, которую можно назвать северо-восточной.
В нартском эпосе осетин присутствуют и древние мифы, и многообразие отображения исторической действительности. Героический эпос больше, чем любой другой жанр фольклора, связан с историческими судьбами народа. Нарты - это образ чудесного легендарного мира, воссозданный с такой могучей простотой и пластической силой, что он становится нам близок и понятен, и мы отдаем невольную дань поэтическому гению создавшего его народа. Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартского эпоса. В основе своей нартский эпос - осетинский. Он был воспринят несколькими соседними народами, видоизменялся, терял и обогащался, приобретая прежде всего нравственную окраску. Осетинские сказания о нартах отражают жизнь их предков на широких Северо-Кавказских равнинах.
Константин Леванович Хетагуров, любовно прозванный на родине - Коста - вдохновенный певец и неутомимый просветитель, основоположник осетинской литературы и литературного языка. С его именем связано все лучшее, что породила культура осетинского народа. Высоко расценивал Коста воспитательное значение народной сказки. Именно из нее осетинские дети черпали свои первые представления о мире; слушая сказки, учились мечтать. Коста гордился тем, что осетинский народ имеет такой широкий и древний эпос, как нартский. Присоединение Осетии к России открыло для Коста путь к сокровищам русской культуры. Идеи и образы передовой русской литературы помогли Коста в главном - в определении основного направления его творчества. Жизнь, борьба, будущность родного народа - вот темы, художественному раскрытию которых он отдаст свои силы. Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы, и творчество его было глубоко национальным.
|